Картина "Танец" была написана Анри Матиссом в 1910-ом году и стала во многих отношениях поворотным моментом в творчестве художника. Во-первых, "Танец" - самая декларативная работа Матисса в жанре фовизма, создателем и безусловным лидером которого являлся сам Матисс, а во-вторых, знакомство с Сергеем Ивановичем Щукиным, который, собственно, и выступил в роли заказчика картины, знаменовало для Матисса конец материальных затруднений, с которыми живописцу приходилось сталкиваться на протяжении всех предыдущих лет.
Родиной фовизма - авангардного направления во французской живописи начала 20-го столетия - стал крохотный рыбацкий городишко Коллиур (Кольюр), на Средиземном море, расположенный в двух шагах от франко-испанской границы. Лето 1905-го года Анри Матисс, Андре Дерен и Морис де Вламинк провели в живописном Кольюре, где работали, как одержимые, чтобы уже осенью представить плоды своего труда на Осеннем салоне в Париже.
Интенсивный, контрастный и резкий цвет, устранение объема и перспективы, абсолютный минимализм в рисунке и форме - можно было не сомневаться, что новое направление не понравится ни публике, ни критикам. Так и случилось. Посетители сочли себя оскорбленными до глубины души.
Один из критиков сравнил картины "Матисса и компании" с "горшком краски", брошенным в лицо общественности", другой (Луи Воксель), окрестил художников-бунтарей "фовистами", что в переводе с французского означает "дикари" - и прозвище это, в конце концов, так и закрепилось за движением.
Фовизм не продлился долго - всего десяток лет - однако внес свою весомую лепту в формирование "новой живописи", поиском которой в начале 20-го столетия художники занимались как никогда активно.
Несмотря на провал выставки, скандальная шумиха привлека к Матиссу внимание, что автоматически повысило рыночную стоимость его работ, а самое главное - о нем прослышал купец, коллекционер и меценат Сергей Щукин, посетивший парижскую мастерскую Матисса годом позже и заказавший у него целых три панно, которые должны были украсить парадную лестницу в его московском особняке.
Сергей Иванович Щукин прославился как коллекционер, собравший у себя лучшие образцы современного ему французского искусства. Принцип, которым руководствовался Щукин при выборе работ, общеизвестен: "Если при виде картины испытываешь психологический шок - покупай без раздумий!"
Очевидно, шок, испытанный Щукиным в мастерской Матисса, был настолько силен, что это привело к заказу сразу трех монументальных панно: "Танец", "Музыка" и "Купание, или медитация". Два первых холста были закончены Матиссом, и в наши дни находятся в Государственном Эрмитаже, а "Купание" так и осталось лишь в набросках художника.
В картине "Танец" мы наблюдаем все присущие фовизму черты - абсолютно двухмерное пространство, лишенное даже намека на перспективу; всего три цвета: синий (небо), зеленый (холм) и розовый (тела танцоров), а также впечатляющий минимализм линий в изображении пяти танцующих фигур. Общая лаконичность (если не сказть - бедность) изображения многократно усиливается его огромными размерами: 260 х 391 см; холст, масло.
Эту работу можно назвать убогой - ровно с тем же основанием, с каким можно объявить ее великой. "Танец" Матисса поразительно напоминает точно такие же выразительные росписи на греческих вазах - думается, именно у древних греков и черпал французский революционер от искусства свое вдохновение.
Также бытует мнение, что сюжет танца мог быть навеян народными плясками, увиденными в свое время Матиссом в Кольюре - и в этом предположении есть свой резон. Дело в том, что до 17 столетия Кольюр являлся северным регионом Каталонии - а национальным танцем каталонцев является, как известно, сардана - танец хороводного типа.
Каталонцы (в особенности, люди старшего возраста) - страстные приверженцы сарданы, подчеркивающей национальную самобытность жителей региона. Сардану танцуют и в Кольюре, жители которого не забыли о каталонских корнях. Мы сами неоднократно принимали участие в этих славных хороводах - однако, справедливости ради, следует отметить, что выглядят они не совсем так, как на картине "Матисса":
"Танец" (Каталонская глубинка)
Впрочем, полета творческой мысли никто не отменял - и Матисс, в конце концов, был художником, а не фотографом. Так или иначе, картина "Танец" Анри Матисса давно заняла свое незыблемое место в золотом фонде шедевров мировой живописи, и поделать с этим уже ничего нельзя - вне зависимости от нашего персонального отношения к шедевру фовизма.
Статьи по теме:
Моне и Мане - так в чем же, наконец, разница, и есть ли она вообще?
Write a comment