Юдифь и Олоферн (Юдифь с головой Олоферна) - картина Густава Климта на библейский сюжет, написанная им в 1901 году и в наши дня хранящаяся в Галерее Бельведер (Вена). В отличие от других работ "золотого периода" Юдифь и Олоферн не может похвастаться крупными размерами (84 х 42 см), что отнюдь не делает ее менее ценной.
Все работы "золотого Климта" воспринимаются именно как уникальные драгоценности, и "Юдифь и Олоферн" - не исключение.
Впрочем, обилие золота в этой картине имеет непосредственные отсылки к бибейскому тексту: стилизованные деревья, листья и чешуйки, золотые колье и пояс напоминают ассирийские рельефы, недвусмысленно напоминая о том, что Олферн, по воле Юдифи не только в переносном, но и в самом прямом смысле лишившийся головы, был именно ассирийским полководцем.
В основе картины - история из ветхозаветной книги Иудифи, суть которой сводится к следующему.
Олоферн был одним из любимых полководцев ассирийского царя Навуходоноссора, армия которого вступила в Иудею и осадила город Ветулию.
Надежды горожан на спасение были самыми мизерными - однако внезапный выход из тупиковой ситуации нашла симпатичная и богобоязненная вдова Юдифь, не отличавшаяся робким характером в быту.
Понимая, что вопрос нужно решать срочно и самым кардинальным образом, Юдифь нарядилась в лучшие одежды и прихватив для проформы служанку, Юдифь прямиком отправилась в логово врага. Там, используя традиционные женские приемы хитрости и прочие дамские "штучки", обаятельная вдовушка быстро добилась расположения Олоферна.
Однажды вечером, когда вусмерть пьяный Олоферн, натешившись краткими любовными играми с Юдифью, заснул, она недрогнувшей рукой отпилила бедняге голову, после чего, прихватив служанку, вернулась в город.
Войско вавилонян, лишившись начальника, мигом запаниковало и разбежалось в разные стороны, а Юдифь, совершившая убийство во имя истинного бога, не только заслужила благодарность горожан, но, как выяснилось впоследствии, покрыла себя славой в веках.
Кстати, младший брат Густава Климта Георг выполнил для картины специальную раму с широкой металлической верхней планкой, где Климт начертал имена библейской героини и несчастного Олоферна - и неспроста. Дело в том, что невежественная венская публика частеннько принимала восточную красотку за Саломею, которая отличалась довольно вздорным характером и, как известно, однажды потребовала в награду за танец голову самого Иоанна-Крестителя.
Этот поступок Саломеи вряд ли назовешь "эталонным" - Юдифь, же, напротив, была порядочной вдовой, поставившей общественное выше личного, и потому Климт не хотел, чтобы столь разных персонажей путали.
Впрочем, религиозный подтекст картины сильно меркнет на фоне чувственно-сексуально-эротического, как это и вообще свойственно картинам Климта. Долгое время бытовала общепринятая версия, что моделью для Юдифи выступила всё та же Адель Блох-Бауэр, известная нам по двум портретам работы Климта - однако в 2019 году было высказано очень правдоподобное предположение, что на самом деле Климту позировала оперная певица Анна фон Мильденбург, в свое время имевшая в Вене огромный успех и до сих пор считающаяся одной из лучших исполнительниц вагнеровского репертуара.
Впрочем, кто из дам запечатлен на картине - не столь уж и важно. Важно, что в исполнении Климта Юдифь получилась не положительной героиней, а сексуальной и страстной соблазнительницей, роковой женщиной-вамп и убийцей мужчин, которая ласково сжимает в руках свежеотрезанную голову своего любовника - и дерзко улыбается очередной потенциальной жертве в лицо.
Write a comment