Чтобы понять все великолепие этой вещи Сальвадора Дали, нужно, во-первых, посетить замок Галы в Пуболе, а во-вторых, представить, каковы размеры работы в оригинале: 9,5 х 13,5. Да, снова это прекрасно написанная на доске миниатюра, заставляющая вспомнить о первой половине 30-хх, когда Дали особенно был славен исполнением подобного рода шедевров.
Обсуждаемую здесь миниатюру ни в коем случае не следует путать с монументальной одноименной вещью написанной Сальвадором Дали в 1971-73 годах и хранящейся сегодня в замке в Пуболе.
Если картина 73 года (тоже великолепная) являет собой расширенный вариант иконографии Гала, где, среди прочего, присутствуют и золотые купола русских церквей, то миниатюра 71-го - мастерски воспроизведенная сценка из романтического прошлого каталонской глубинки, где, собственно, и расположен замок Пуболь, характерный силужт которого просматривается в глубине изображения.
В ту пору Дали, только что купивший супруге в подарок настоящий средневековый замок (пусть и не самый большой и находившийся, к тому же, в недосмотренном состоянии), был всецело занят ремонтом, реставрацией и дизайном старого баронского гнезда, которое предстояло занять его даме сердца.
Невзирая не некоторые проблемы в отношениях с супругой, а может быть, и благодаря им, Дали в то время действительно был настроен весьма романтично и носился с давно канувшими в лету идеями куртуазной любви, которые, по мнению художника, и должны были возродить подугасшую между ним и его второй половиной страсть.
Летом 1971, на страницах юбилейного номера журнала Vogue, оформление которого было поручено Дали, художник так рассказывал об этом:
"...Чтобы доказать это, я приобрел славный замок Пуболь, который обнаружил год назад в руинах. Несмотря на это, я преподнес его в качестве подарка Гала. Он был без крыши, и, казалось, в любое мгновение может разрушиться. Однако Гала выразила мне благодарность. Тогда я задумал пробудить в ней героические чувства. В тот самый день, тайком, подобно иезуиту, я отправился в магазин и купил исторческую книгу о защитниках Сталинграда.
Прошло три месяца, и вот как-то, когда мы возвращались на пароходе в Испанию из Нью-Йорка, она, взяв меня за руку, произнесла:
-Еще раз спасибо. Я принимаю в дар замок Пуболь, но при одном условии. Ты не долден приезжать туда без моего письменного приглашения."
Это условие особенно польстило моим мазохистским чувствам. Оно меня воодушевило. Гала, таким образом, становилась для меня неприступной крепостью - впрочем, она всегда была именно такой. Близость, а тем более, фамильярность, истощают страсть, какой бы пылкой она ни была. Строгость отношений и расстояния обостряют её, и это можно проследить на примере куртуазной любви, с ее доводящими до исступления ритуалами."
Что до минатюры "Дорога на Пуболь", написанной Дали в качестве одного из многочисленных "мелких" подарков в довесок к замку - она, без преувеличения, прекрасна. Знаю, кто-то возмутится запредельной абстрактностью такого определения, да и меня самого, оно, честно признаться, тоже несколько раздражает, но...
Но, пусть у каждого и свои понятия о красоте, нельзя не признать: сущестсвует красота универсальная, не зависящая от индивидуума и заданная самим устройством вселенной. Кто-то называет её золотым сечением, кто-то промыслом Бога - суть от этого не меняется. При виде этой славной миниатюры большинство туристов мимо воли восклюцают: "Боже, как красиво!" - и это, на мой взгляд, говорит само за себя.
Сегодня (2021) миниатюру можно увидеть в зале "Дворец ветра" Театра-музея Дали в Фигерасе.
Статьи по теме:
Обнаженная женщина (1928) - Сальвадор Дали
Write a comment