Памятник Жоану Гуэлю-и-Феррер (A Joan Güell i Ferrer) вы найдете на пересечении проспета Гран-Виа-де-лас-Кортес-Каталанас улицей Рамбла-де-Каталония, в районе Энсанче в Барселоне. Созданный в 1888-ом году, памятник стал результатом совместной работы архитектора Жоана Марторелля и скульпторов Россенда Нобаса, Торквата Тассо, Эдуарда Б. Аленторна, Максими Сала и Франсеска Пажеса Серратоса. Разрушенный в 1936 году республиканцами, он был восстановлен Фредериком Маресом в 1941 году, в период диктатуры Франсиско Франко.
Не сомневаюсь, что фамилия персонажа, которому, собственно, посвящен памятник, покажется вам знакомой. Постойте-постойте, скажете вы - уж не из тех ли он Гуэлей, один из которых (Эусеби Гуэль) был меценатом Антони Гауди?
И вы нисколько не ошибетесь - "из тех". И не просто "из тех": Жоан Гуэль был, ни много ни мало, родным отцом Эусеби, без которого не было бы ни семейных миллионов, ни хорошего образования Эусеби, ни того самого меценатства, благодаря которому Барселона обогатилась многими шедеврами Антони Гауди.
Мы всего лишь хотим сказать, что если бы Жоан Гуэль не стремился так упорно "выйти в люди" сколачивая состояние правдами и неправдами, то и сын его, Эусеби, не унаследовал бы отцовские миллионы, без которых, как известно, быть меценатом совсем не получается. Но вернемся к Жоану Гуэлю, которому посвящен памятник, и в двух словах расскажем о его жизни.
Жоан Гуэль-и-Феррер (1800–1872) был каталонским бизнесменом, основателем текстильной компании Vapor Vell в районе Сантс. Он выступал ярым поборником протекционизма, а также стал основателем нескольких ассоциаций работодателей, таких как "Совет фабрикантов", "Индустриальный институт Каталонии" и "Содействие национальному производству". В разное время занимал различные государственные должности, в том числе советника, депутата и сенатора.
В 1878 году, через шесть лет после смерти бизнесмена, возникла идея установить в его честь памятник в Барселоне.
Была организован сбор средств среди населения на оплату стоимости памятника, в которой приняли участие более 20 000 человек и около 50 организаций - однако деньги собирались медленно. Те, кто сдавал деньги, делали это в очень небольших количествах - справедливо рассудив, что в семействе Гуэлей денег и так куры не клюют, и тот же Эусеби, сын Жоана и покровитель Гауди, мог бы, честно говоря, оплатить памятник из своего кармана и не мучить людей каким-то подписками.
Зато сам сын покойного, то бишь, Эусеби Гуэль, так не считал. Это, кстати, вполне нормальная ситуация: посмотрите на сегодняшних миллиардеров, которые постоянно плачутся что у них нет денег и просят кредиты у правительства - которое, как ни странно, им эти кредиты предоставляет.
Эусеби Гуэля мы в любом случае осуждать не собираемся. У него, как известно, и без того было, куда потратить деньги - на воплощение в жизнь некоторых проектов Гауди, за что, пользуясь случаем, мы еще раз говорим Эусеби наше экскурсоводческое "спасибо!"
Так или иначе, деньги на памятник - точнее, на монумент, ибо в своей первонвачальной версии, уничтоженной анархо-коммунистами, он был грандиозен - все же собрали. Однако реализация проекта была отложена, и, в конечном счете, отн был открыт 31 мая 1888 года в рамках Всемирной выставки в Барселоне. На церемонии открытия присутствовали мэр Барселоны Франсиско де Паула Риус-и-Таулет и председатель Совета министров Пракседес Матео Сагаста - то есть, самые что ни на есть сливки Барселоны.
Выбранное место было самым что ни есть престижным: пересечение Гран-Виа-де-лас-Кортес-Каталанас с Рамбла-де-Каталония. Изначальна скульптура была установлена такимп образом, что Жоан Гуэль смотрел в сторону моря - вероятно, в сторону тех самых испанских колоний, где он и сколотил первый капитал, на пару с Антонио Лопесом, будущим маркизом, занимаясь разными темными делишками - в том числе, и работорговлей.
Да, аксиому "в основе каждого крупного состояния лежит преступление" никто не отменял, и в случае с Жоаном Гуэлем и Антонио Лопесом, которые после даже породнились, переженив детей, этот принцип вполне работает.
Проект пьедестала был заказан архитектору Жоану Мартореллю, которая спроектировал его в виде грандиозного восьмиугольного основания, на котором был установлен квадратный подиум с рифлеными колоннами по углам.
В нижней части пьедестала в технике высокого рельефа были выполнены четыре аллегорические фигуры, глядящие на четыре стороны света: "Сельское хозяйство", скульптор - Максими Сала); "Искусство" (Франсеск Пажес Серратос); «Навигация» (Эдуард Аленторн); и "Промышленность" (Торкват Тассо). Саму скулльптуру Жоана Гуэля, венчавлшую это пышное и довольно безвкусное сооружение, выполнил именитый барселонский скульптор Россенд Нобас.
В 1936 году, во время Гражданской войны в Испании, статуя Гуэля (капиталиста и торговца рабами) была, как и следовало ожидать, снесена, а пьедестал "перепосвящен" жертвам 19 июля 1936 года - хотя вскоре еего все-таки окончательно разрушили.
Между 1941 и 1945 годами памятник был восстановлен архитектором Жоакимом Виласекой и скульптором Фредериком Маресом, которые использовали в процессе работы фотографии оригинала. Что касается скульптуры Гуэля - благодаря таланту и стараниям Мареса она получилась практически идентичной оригиналу статую бизнесмена на основе фотографий оригинала, получив примерно такой же результат.
Что касается пьедестала - от былого его великолепия не осталось и следа. Вместо прежней роскоши появилось весьма минималистичное призматическое основание высотой 5 м, на фронтальной стороне которого изобразили герб Барселоны, поддерживаемый двумя ангелами, а с трех других разместили выполненные в стиле ар-деко аллегории Торговли, Промышленнности и Навигации.
Местополежение также изменилось - памятник на несколько метров придвинули к Пасео-де-Грасиа. Саму скульптуру Гуэля развернули в другом направлении: бывший сенатор, бизнесмен и работорговец стал смотреть на площадь Испании, а может быть, еще дальше - на Торедембарру, расположенную недалеко от Таррагоны, где наш герой и появился на свет.
Впрочем, у Жоана Гуэля не должно быть ни малейших оснований для обид. Ему, можно сказать, еще повезло по сравнению с памятником его другу, родственнику и компаньону Антонио Лопесу, который в 2018-ом году и вовсе снесли окончательно, припомнив ему рабовладельческое прошлое.
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment