"Мариано Фортуни" - памятник выдающемуся каталонскому живописцу, который барселонский турист может обнаружить на улице с таким же названием, в угловой нише здания отеля "1898".
Эта работа, выполненная из белого мрамора братьями Мигелем и Лусианом Осле, настолько удручающе академична, что мы бы и не стали даже рассказывать о ней, если бы не персона, которой, собственно, посвящен монумент: замечательный каталонский художник Мариано Фортунь.
Мариано Фортуни (Реус, 1838 - Рим, 1874) один из самых талантливых каталонских и испанских художников 19-го столетия - если не самый талантливый.
Признанный лидер романтического ориентализма, оказавший значительное влияние на формирование стиля модерн; известнейший коллекционер, собравший богатейшую коллекцию предметов старины (достаточно вспомнить знаменитую "Вазу Фортуни", принадлежащую коллекции Эрмитажа); художник, которым бесконечно восхищался его земляк Сальвадор Дали...
Да и не только восхищался... Особенно Дали превозносил монументальное батальное полотно Фортуни "Битва за Тетуан" (1862), находящееся ныне в Национальном музее искусства Каталонии (Барселона) - и, представьте, ровно сто лет спустя написал свою "Битву", этакий парафраз работы Фортуни и посвящение Мариано. Кстати, "Битва за Тетуан" Сальвадора Дали целый месяц, с 15 октября по 15 ноября 1962 была выставлена в Салоне Тиннель Большого Королевского Дворца в Барселоне.
Однако вернемся к Форртуни, а точнее, к посвященному ему памятнику. Судьба монумента была замысловата и полна всяческих перепитий - это, оказывается свойственно скульптурам в той же степени, что и людям.
Впервые идея установить в Барселоне памятник, посвященный выдающемуся испанскому живописцу, возникла еще в 1911-ом г. у городского советника Игнаси Иглесиаса. Годом позже была даже сформирована комиссия по продвижению этого проекта, однако, по неизвестным нам причинам, инициатива заглохла.
В следующий раз инициатором установки памятника выступил уже Кружок искусств Святого Луки (куда входил, кстати, и Антонио Гауди). Дело пошло веселее. Благодаря усилиям Кружка, были организованы выставки и конференции, посвященный творчеству Фортуни, вышел ряд посвященных ему статей в местной и испанской прессе, а также активно велся сбор средств на памятник, создание которого поручили братьям Осле.
И все бы хорошо, и братья с забавной фамилией уже начали отсекать от глыбы белого мрамора "все лишнее" - но случилось ужасное: внезапно обанкротился Банк Барселоны, где и хранились все деньги, которые должны были пойти на сооружение памятника - и вновь все заглохло.
В начале 30-хх Мэрия Барселона снова занялась монументом, для которого, наконец, нашлось и место, как раз на улице, посвященной художнику - благо, незадолго до того сгоре склады кампании El Siglo, и теперь улица имени Фортуни получила выход на бульвары Рамблас и, таким образом, перестала быть просто закоулком, совершенно ранее для монумента не подходившим.
Одним словом, проект снова запустили, но тут грянула Гражданская война - и стало совсем не до памятников. Дабы не утомлять читателя всеми бесконечными перпитиями многострадального монумента, скажу одно - в конце концов он все-таки был установлен и торжественно открыт 20 июня 1942 г.
Скульптура выполнена в манере махрового классицизма, которая и вообще была свойственна получившими академическое образование братьям Осле. Художник, никогда не отличавшийся мощной статью и особым зодровьем - напомним, он умер совсем молодым, даже не дожив до сорока - изображен настоящим былинным богатырем, или античным атлетом - однако вряд ли нам это удивит: вспомним, каким "могучим стариком" изображали советские скульпторы в общем-то довольно скромного телом Ильича!
Для искусства, впрочем, это вполне оправданно: через внешний облик скульптор должен раскрыть внутреннюю суть персонажа - а Фортуни в искусстве и был настоящим силачом, равно как уже упомянутый Ленин - в политике.
На профессию Фортуни указывают несколько кистей, зажатых в левой руке. Особо следует отметить, с каким мастерством выполнены складки одеяния - но, как мы уже сказали, братья Осле могли похвастать самым академическим образованием - что и доказывает эта работа.
Интересно, что худоник умер в Риме, где и был похоронен - однако сердце его извлекли и перевезли в Реус, родной город художника, где, в церкве Святого Петра, оно находится и поныне.
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment