Картина "Аккомодация желаний" была написана Сальвадором Дали осенью в 1929-го года, в самый критический и важный период в его жизни: незадолго до того он познакомился с Гала, между ними вспыхнула страсть, оставшася, однако, неутоленной.
Гала вынуждена была уехать из Кадакеса, где и состоялось их знакомство, в Париж, а Дали, в ожидании встречи с ней, напряженно работал. Именно в этот период и была, среди прочих, написана картина "Аккомодация желаний" ( 22.2 см Х 34,9 см, холст, масло, коллаж), в настоящий момент находящаяся в Metropolitan Museum.
Все его тогдашние страхи, тревоги и опасения и нашли отражение в картине "Аккомодация желаний", основные объекты которой - семь плоских галечных камней с изображением различных символов на их поверхности, среди которых доминируюшим, как видим, является изображение львиной головы в различных вариациях.
Примечательно, что изображение это, изрядно контрастирующее с общим стилем картины, Сальвадор Дали вырезал из детской ккнижки с картинками и использовал его, в разных вариантах, несколько раз.
Есть в глубине этой маленькой драгоценной вещицы и еще пара вездесущих львиных голов с оскаленными челюстями, на этот раз выполненных рукой самого Дали. Голова льва и вообще присутствует в большинстве работ, написанных Сальвадором Дали в этот период. Вот что говорил сам художник по этому поводу:
"В картине "Аккомодация желаний" челюсти льва символизировали мой ужас перед возможностью обладания женщиной, что привело бы к обнаружению моей импотенциию Я был готов отказаться".
То есть, картина отражает главный на тот момент страх Сальвадора - боязнь предстоящего секса с Галой, во время занятий которым он может оказаться не на высоте. Напомним: на тот момент 25-летний Дали являлся активно практикующим онанистом, или мастурбатором, и о сексе с женщиной был осведомлен лишь теоретически. Ужасающая боязнь этого "перавого раза", тем более, с такой искушенной и сексуально раскрепощенной женщиной, как Гала, занимала тогда все мысли художника.
Абсолютно убежден, что кроме страха, лев выражает еще и яростное, свирепое желание обладать Галой, которым Дали был охвачен тогда в не меньшей степени, чем страхом.
Интересна также группа, представленная в верхней части картины и повторяющая сценку из полотна того же периода "Мрачная игра": взрослый мужчина, к плечу которого склонился женоподобный юноша с нримасой боли на лице. С весьма кровожаным выражением лица мужчина зажал в руках руку юноши. Это вне всякого сомнения, сам Дали и его суровый отец, решительно восставший против связи сына с замужней женщиной, то есть, Галой.
Чуть ниже и левее Дали изобразил себя еще раз, в виде человека, обхватившего голову руками в глубоком стыде или отчаянии. Это снова Сальвадор Дали, который, по собственным признаниям, продолжал в то время активные занятия мастурбацией, из-за чего испытывал постоянно гнетущее его чувство вины.
Изображение Галы мы найдем в глубине полотна, слева, на удалении, что и логично: ведь в тот момент, когда создавалась "Аккомодация желаний" Гала была далеко - в Париже. Рядом с нею мы обнаружим изображение сразу нескольких кувшинов, и не случайно: кувшин, по Фрейду - символ женской сексуальности. Муравьи (одна из детских фобий художника) на поверхности одного из камней выражают, по словам Дали, все тот же страх - страх обладания женщиной.
Статьи по теме:
Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе
Погружение в Театр-музей - книга-экскурсия
Write a comment