Посещая музей Прадо в Мадриде, ни в коем случае не упустите этот шедевр: диптих прекрасного немецкого художника и гравера Альбрехта Дюрера "Адам и Ева" (1507).
Работа написана на двух раздельных досках высотой по 209 см каждая и шириной 81 см (Адам) и 80 см (Ева). Поговаривают, что Дюрер был довольно высокомерным и даже несколько надменным человеком, который знал себе цену, и знал, что цена эта - не три пфеннига. Но какая, по большому счёту, разница? Нам, как говорится, детей с Дюрером не крестить. Нас в первую очередь интересует творческое наследие Дюрера, и наследие это - прекрасно.
Как в отношении многих других своих работ, в случае с "Адамом и Евой" Дюрер снова выступил революционером и новатором: этот диптих стал первым в истории немецкой живописи изображением обнаженных людей в натуральную величину.
На одной из панелей Адам держит в пальцах ветку яблони, на другой Ева, имеющая вид ковварный и любознательный, держит в руке пресловутое яблоко (фрукт, в наши дни более известный как логотип корпорации Apple), а помощь в этом ей оказывает небезызвестный змей, лениво свисающий с Древа познания.
На табличке слева от Евы можно прочесть следующую надпись: "Эту картину нарисовал немец Альбрет Дюрер после рождества Богородицы в 1508 году".
Несомненно, что источником вдохновения для Дюрера послужило искусство античности, с которым он имел возможность познакомится во время путешествия по Италии. Изначально диптих предназначался для родного города Дюрера - Нюрнберга, где работа оставалась вплоть до 16 века.
Затем "Адам и Ева" уехали в Пражский град в качестве подарка Рудольфу II а после разграбления замка в ходе Тридцатилетней войны попали в крепкие скандинавские руки и оказались в собственности короля Швеции Густава Адольфа. Дочь Густава, королева Кристина передала эти картины королю Испании Филиппу IV который, как известно, являлся преданным поклонником живописи.
А вот его потомок Карл III подобной страстью к прекраному, увы, не отличался. В восмнадцатом веке диптих Дюрера по приказанию Карла едва не сожгли - "за непристойное содержание". Однако, отметив его художественные достоинства, "Адама и Еву" решили все-таки "пощадить" и передали работу Академии изящных искусств Сан-Фернандо - со строгим наказом держать диптих в комнате с ограниченным доступом.
В 1827 "Адам и Ева" попали, наконец, в музей Прадо, однако и там были размещены в закрытой комнате, посещать которую можно был лишь с сертификатом о вакци... извините, со специальным разрешением. То есть, шедевр Дюрера снова выужден был жить без зрителя.
Возвращение "Адама и Евы" широкой публике состоялось лишь после 1833 года, когда зловещая Инквизиция перестала, наконец, существовать в прежнем виде. Сегодня увидеть эту картину в музее Прадо может каждый желающий, и это правильно: искусство должно принадлежать народу!
В драгоценных россыпях коллекции Прадо легко потеряться - вот почему мы рекомендуем воспользоваться услугами грамотных профессиональных гидов и заказать экскурсию по музею, в ходе которой Прадо раскроется перед вами во всей своей чарующей полноте:
Статьи по теме:
Самые известные картины Энди Уорхола
Самые известные работы Леонардо да Винчи
Write a comment