"Поклонение волхвов" - Диего Веласкес. 1619. Холст, масло. 203 х 125 см. Музей Прадо, зал 010.
"Полконение волхвов" - один из безусловных шедевров "севильского периода" Веласкеса, в котором нашли отображение многие художественные достижения живописца, а также запечатлены близкие Веласкесу люди и даже сам художник.
Относительно недавно обнаруженный автопортрет Пачеко позволяет однозначно отождествить тестя Веласкеса со старшим из королей-магов и служит окончательным доказательством того, что три персонажа на переднем плане - это сам художник, его жена Хуана Пачеко, на которой он женился в апреле 1618 года, и их недавно родившаяся дочь Франциска.
Благодаря этому картина, помимо того, что является изображением известнейшего и очень популярного в то время религиозного события, может рассматриваться и как маленький персональный праздник семьи самого Веласкеса.
В иное время это показалось бы почти святотатством - однако согласно канонам религиозной культуры Золотого века считалось допустимым. Эта смесь божественного события и мирского присутствия в нем должна также рассматриваться с учетом еще одного немаловажного фактора: по чьему заказу была написана картина.
Заказ на написание картины "Поклонение волхвов" Веласкесом "выбил" тесть художника Пачеко, а заказчиком выступило руководство иезуитского новициата Святого Луи, в описи которого картина упоминается в 18 веке.
Пачеко всегда был близок к иезуитам и поддерживал тесную дружбу с некоторыми из святых отцов этого ордена, который, как известно, использовал принцип прочной связи божественного и мирского для наилучшей пропаганды своих весьма неоднозначных идей.
В этом смысле художественные принципы Веласкеса самым неожиданным образом оказались совершенно созвучны идеям иезуитов. С точки зрения сюжета и композиции картина отличается поистине божественной простотой, в противовес определенной замысловатости, часто свойственной более поздним вещам Веласкеса.
Светотень, секретам которой Веласкес прилежно учился у Микеланджело Меризи да Караваджо, мастерски использована таким образом, что зритель спокойно и без лишней спешки фокусируется поочередно взглядом на персонажах на переднем плане, а затем так же спокойно может разглядеть второстепенных героев картины.
Отношения, установленные между персонажами и их окружением, вполне соответствуют композиционным методам Веласкеса в его севильский период, а также напоминают скульптурные запрестольные изображения.
Тела персонажей заполняют почти все пространство картины, расположены очень близко друг к другу и почти в одной плоскости плоскости, что придает им особенную выразительную интенсивность и бОльшую монументальность. Этот тип композиции также способствует духовной концентрации.
Однако, наряду с этим сущностным единством, в картине присутствует большое разнообразие представленных человеческих типов, их действий и хроматического диапазона, который, хотя и изобилует охрой и черным, включает также красные, белые и синие цвета великолепной насыщенности и красоты. Отдельно следует отметить мастерство, с каким молодой Веласкес изображает драпировки и складки на ткани.
Прохладная шелковистость атласа, шершавость и легкая колючесть шерсти одеяния святого Иосифа, плотная и гладкая тяжесть ткани плаща молодого волхва, воздушно-кипенная белизна воротника чернокожего персонажа - все эти прекрасно выписанные детали, вкупе с глубоко индивидуальными выражениями лиц персонажей делают эту работу Веласкеса настоящим шедевром.
В драгоценных россыпях огромной коллекции музея Прадо в Мадриде легко потеряться - вот почему мы рекомендуем воспользоваться услугами грамотных профессиональных гидов и заказать экскурсию по музею, в ходе которой Прадо раскроется перед вами во всей своей чарующей полноте:
Статьи по теме:
Write a comment