Эту работу, написанную в технике гризайль маслом на фанере (200 х 122), можно увидеть в полумраке Зала Мэй Уэст Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе. Полное название вещи звучит так: "Без названия. По мотивам "Головы Микеланджело" Даниэле де Вольтера.
Театр-музей, напомним, открылся для публики осенью 1974 года, и, в отличие от сегодняшнего богатства экспозиции, в то время был куда беднее. Отсюда стремление Сальвадора Дали всеми способами пополнить экспозицию, для чего художник неустанно трудился, выдавая на гора всё новые и новые экспонаты - что называется, "свеженькие", с пылу с жару.
Театр-музей, следует отметить, был главным детищем Дали, его самой монументальной работой, которой, собственно, художник и посвятил последние годы активной творческой жизни.
В основу этой картины легло неплохо сохранаившееся скульптурное изображение головы Микеланджело работы итальянского художника и скульптора Даниеле де Вольтера - о котором следует сказать несколько слов.
Даниеле да Вольтерра (1509, Вольтерра, Тоскана — 4 апреля 1566, Рим) — итальянский живописец и скульптор, представитель маньеризма, ученик и подражатель Микеланджело. Микеланджело помогал ему своими советами и, вероятно, предоставил ученику свои эскизы, например, для шедевра Даниеле да Вольтерра «Снятие с креста» в церкви Тринита-деи-Монти в Риме.
Другими известными картинами да Вольтерра считаются «Юстиция» во Дворце приоров Вольтерры и «Вифлеемское избиение младенцев» в Уффици, Флоренция. В Лувре хранится двусторонняя картина Даниеле да Вольтерра на один и тот же сюжет: «Давид отрубает голову Голиафу», написанная на сланцевой панели. Изображения с обеих сторон изображают события, которые разделяет лишь одно мгновенье, как два отдельных кадра в кино.
Даниэле да Вольтерра потерял свою должность при папе Юлии III, посвятил себя скульптуре и позднее переехал во Флоренцию, потом опять вернулся в Рим, где по заказу папы Пия IV «прикрывал неприглядную наготу» «Страшного Суда» Микеланджело, за что и получил ироническое прозвище Braghettone («Штанишник»).
Дошедшее до нас наследие Волтерра невелико, однако, как видим, его оказалось достаточно, чтобы Дали, большой знаток истории живописи, заинтересовался им и взял одну из работ итальянца за основа для своей "Головы Микеланджело".
Разумеется, Дали не был бы Дали, если бы не привнес в классическое произведения необходимую нотку сюрреализма - речь об одной из излюбленных образов в творчестве Сальвадора: фрейдистском выдвижном ящичке, уютно разместившемся на мощном лбу гения эпохи Возрождения.
Выдвижные ящики, встроенные в человеческие фигуры - не менее популярные образы Дали, чем его "мягкие часы" или слоны на паучьих ногах: вспомним "Внеру Милосскую с ящиками" или "Анропоморфный шкафчик".
Образ абсолютно фрейдистский (а Дали, напомним, считал Фрейда богом - даже без приставки "почти"), который можно определить как "тайные ящики подсознания". Дали считал подобный сюжет аллегорическим средством для выражения "бесконечного множества нарциссических ароматов", запрятанных в тайных глубинах подсознания, раскрыть которые под силу лишь психоаналитику или наделенному силой прозрения творцу.
Единственная разница между бессмертием Греции и настоящим, по мнению Дали - это Фрейд, открывший, что неоплатоническое (во времена древних греков) тело человека на самом деле полно ящиков с секретами, которые и определяют суть человеческого естества - порой тайную даже для него самого.
Настойчивое стремление проникнуть в эти тайны или хобы визкализировать их посредством живописи или скульптуры всегда было своейственно Сальвадору Дали. Что до Микеланджело Буонарроти - Дали числил его одним из главных своих уучителей и на протяжении карьеры неоднократно обращался к шедеврам великого старца.
Статьи по теме:
"Погружение в Театр-музей Сальвадора Дали" - книга-путеводитель по музею Дали
Write a comment