Картина "Завтрак", о которой пойдет речь в этой статье, была написана Диего Веласкесом в 1618 году и наши дни экспонируется в Музее Изобразительных искусств Будапешта.
Оговорка не случайна: всего юным Веласкесом в период между 1617 - 1619 г.г. было выполнено не менее семи вариантов этой картины, которые различаются как количеством персонажей, так и некоторыми второстепенными деталями. Одна из версий, еще более ранняя (1617) находится в коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Перед нами один из самых ранних "бодегонов" художника, который, невзирая на юный возраст Веласкеса на момент создания полотна (художнику было всего 18 лет) уже демонстрирует вполне зрелое мастерство и хорошее знакомство с работами Караваджо.
Разумеется, в то время Веласкес еще не сделался придворным живописцем Филиппа Четвертого и не успел побывать в Италии - однако это вовсе не означает, что слава о творениях "великого и ужасного" Караваджо, владевшего светотенью, как ни один из художников, не добралась до родной до Веласкеса Севильи.
В Севилье, где родился и постагал тонкости живописного искусства Веласкес, о Караваджо были наслышаны. Имелись в столице Андалусии и копии картин Караваджо, да и работы главного испанского "караваджиста", Хосе де Риберы, по прозвищу Спаньолето, жившего и работавшего в Неаполе, также пользовались большой популярностью и вывозились заказчиками в Испанию - так что отрицать влияние Караваджо здесь не представляется правомерным.
Зато удивительному натурализму, свойственному самым ранним работам Веласкеса, мог бы поучиться и сам Караваджо! Это высочайшая точность, кстати, делает Веласкеса абсолютно "своим" в таком популярном жанре живописи, как гиперреализм, что лишний раз доказывает: подлинное искусство способно существовать вне временных рамок, всегда оставаясь современным.
Поскольку "бодегон" - направление, сочетающее элементы жанровой живописи и натюрморта, особенно следует отметить, как мастерски написаны расположенные на белоснежной скатерти стакан с вином, нож, булка, солонка, тарелка с рыбой и половиной лимона и корень пастернака с ботвой (который, кстати, впоследствии перекочевал на одну из картин прекрасно знакомого с живописью Веласкеса Сальвадора Дали - "Яйца на тарелке без тарелки".
В равной степени живо и натуралистично "схвачены" Веласкесом и персонажи, как будто сошедшие со страниц произведений Кеведо или Лопе де Вега. Перед нами Веласкес, господа - который уже хорош, а когда напишет свою знаменитую картину "Менины" - и вовсе поднимет живописное мастерство на недосягаемую ни ранее, ни потом высоту.
Музей Прадо. Быть в Мадриде и не посетить музей Прадо - всё равно что приехать в Барселону и не увидеть Саграда Фамилия. Национальный музей Прадо - один из крупнейших музеев европейского искусства в мире, а заодно и один из самых посещаемых! По статистике 2019 года, посетителями Прадо стали свыше 3,5 млн человек! Причина такой популярности? Конечно же, бесценные коллекции музея.
Самое полное в мире собрание работ Веласкеса, Эль Греко, Гойи, Босха, Сурбарана, Мурильо; шедевры Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Караваджо, Веронезе, Брейгеля, Ван Дейка - и список этот можно продолжать бесконечно. Что ни имя - то титан, что ни картина - то шедевр!
В этих драгоценных россыпях легко потеряться - вот почему мы рекомендуем воспользоваться услугами грамотных профессиональных гидов и заказать экскурсию по музею, в ходе которой Прадо раскроется перед вами во всей своей чарующей полноте:
Write a comment