Картина Пабло Пикассо "Портрет Амбруаза Воллара" была написана в 1910-ом году и может считаться самы, пожалуй, интересным произведением Пикассо в жанре аналитического кубизма.
Кубизм - течение в живописии, созданное Пикассо и Браком и понятое очень немногими. Достаточно сказать, что "Авиньонские девицы" Пабло Пикассо (1907) вызвали настоящий шок даже у коллег Пикассо по цеху - что уж тот говорить о рядовом зрителе?
Амбруаз Воллар, надо отметить, относился к экспериментам с кубизмом весьма сдержанно - что не умаляет других его заслуг перед искусством. Но, думается, следует сказать об этом совершенно неординарном человеке чуть подробнее.
Амбруаз Воллар (1867-1939) был одним из крупнейших торговцев произведениями искусства 20-го века. Он с присущим ему талантом и энергие пропагандировал и продавал картины Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, Огюста Ренуара, Поля Гогена и Анри Матисса. Также Воллар тепло относился к "голубому" и "розовому" периодам самого Пикассо и немало сделал для продвижения творчества испанского художника.
Воллар был крупным, грубым, резким человеком и алчным бизнесменом, сделавший своим девизом "Покупай дешево - продавай дорого". Художникам не следовало ждать щедрых предложений от этой "акула" в мире арт-дилерства - прежде всего Воллар оставался дельцом, искавший в покупке произведений искусства личную выгоду.
Однако при этом он все-таки поддерживал "непризнанных гениев" - как морально, так и материально, а еще, подобно Гертруде Стайн, он действительно разбирался в искусстве и потому пользовался огромным авторитетом и уважением у самых разных художников, включая и Пабло Пикассо.
На пикассовском портрете Амбруаза Воллара опущенные глаза последнего, по-видимому, закрыты - как у добродушного, несколько уставшего и пресыщенного собственным могуществом бога. Выпуклый череп Воллара, благодаря типичным приемам аналитического кубизма, напоминает раскрывшеея яйцо - это первое, что бросается в глаза зрителю. Также бросаются в глаза его крупный нос и треугольник небольшой бороды.
Всякое разглядывание картин в стиле кубизма - это вполне закономерная дешифрация. Пикассо избрал объект (в данном случае - Воллара), после безжалостно препарировал его (анализ, по сути - не что иное, как препарирование и разделение на составные элементы), подобно художнику-мяснику, преобразовал "запчасти" в геометрические объемы и плоскости и сложил кое-как заново.
Наша с вами задача - в образовавшемся Волларе-Франкенштейне разглядеть истинный образ маршана, и, надо сказать, в случае с этим портретом, благодаря таланту Пикассо, эта задача вполне нам по силам.
Хотя... Перед нами произведение аналитического кубизма, а это означает, что, в сущности, мы не найдем здесь ни одной черты лица Воллара, которая находилась бы на своем "привычном" месте.
Чем больше мы пытаемся мысленно трансформировать картину в более привычный для нас облик, тем коварнее Пикассо демонстрирует, что жизнь состоит не из картин, а из нестабильных отношений между художником и моделью, зрителем и живописью, собой и миром. И все же это портрет - Воллар более реален, чем окружающий его фон, распавшийся на черно-серый кристаллический сумбур.
Сам Пикассо картиной "Портрет Амбруаза Воллара" был крайне доволен.
"Самую красивую женщину из когда-либо живших, никогда не писали, не рисовали или не гравировали чаще, чем Воллара - Сезанн, Ренуар, Руо, Боннар ... Но мой кубистический портрет Воллара - лучший из всех" - с присущей ему врожденной скромностью заметил Пикассо по этому поводу.
Статьи по теме:
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment