Создавая свою картину "Американская готика" (1930), никому до той поры не известный художник из Айовы Грант Вуд даже представить себе не мог, что этой небольшой вещи (74 х 62 см) написаннной маслом на биверборде (древесноволокнистой плите), суждено в скором будущем статть настоящей "иконой" североамериканской живописи, самой знаменитой, цитируемой, пародируемой и воспроизводимой картиной США за всю историю этого молодого государства.
Ни о чем подобном Грант Вуд, разумеется, не помышлял. Он спокойно жил на своем Среднем Западе, окончил Школу Искусств Чикагского Университета, занимался ювелирным делом (изготовлением изделий из серебра), с 1920 по 1928 четырежды ездил в Европу, чтобы ознакомиться с шедеврами тамошнего искусства.
А в 1930-ом, оказавшись в городе Элдон (штат Айова) Вуд обратил внимание на крохотный, аккуратный белый домик, обшитый деревом и выстроенный в стиле "плотницкой готики". В памяти художника тут же ожили картины Северного Возрождения, виденные им в Старом Свете, и он решил написать что-то похожее - но на "домашнем" американском материале.
В качестве женской модели Вуд пригласил позировать свою родную сестру Нэн (обычный прием еще не добившихся славы художников, позволяющий сэкономить на натурщиках), и та, пойдя навстречу пожеланиям брата, даже нашила на архаичный передник еще более древнюю окантовку, споров ее со старой одежды матери.
Что касается сурового мужчины с пронзительным взглядом и такими же острыми вилами, на эту роль идеально подошел дантист художника - Байрон Маккиби. Вуд никогда не собирал персонажей вместе, и уж тем более никогда не возил их к домику в Элдоне. Он по отдельности написал дом с хозяйственными постройками, затем сестру, потом дантиста - и получилось, надо сказать, очень неплохо.
Эдакая парочка пуритански-суровых коренных жителей Среднего Запада, которые возносят молитвы Господу с той же регулярностью, с какой солнце встает на востоке и садится на западе, но, случись что не так - пронзят вас вилами с той же легкостью, с какой вгоняют их в стог сена - после чего вымоют руки, помолятся и приступят к вечерней трапезе.
Парочку эту, видит Бог, сложно назвать слишком уж привлекательной: эти поджатые губы, обиженный и в то же время агрессивно-вызывающий вид, абсолютная узость кругозора и нежелание считаться с любым мнением, кроме своего собственного... Счастье, если вы разделяете взгляды этих людей - но не дай Бог вам оказаться их врагом!
Картина лишена любых несущественных деталей, строга, точна, минималистична и напоминает американские фотографии конца 19-го века - именно такого эффекта, думается, и добивался Вуд.
Самому художнику картина показалась удачной, и он послал ее на конкурс, организованный Чикагским институтом искусств. Жюри поначалу не оценило талантов художника, назвав "Американскую готику" юмористической валентинкой - однако нашелся в составе судей один единственный поклонник картины (им оказался хранитель музея) который смог убедить других судей, что "Американская готика" - "гораздо более ценный мех".
По его настоянию Грант Вуд был премирован суммой в 300 долларов, а картину приобрел Чикагский институт искусств, где она находится и поныне. Вскоре счастливые случайности в судьбе Вуда продолжились. Репродукция картины была опубликована сразу в нескольких крупных изданиях Чикаго, Нью-Йорка, Бостона, Канзас-Сити.... А это, выражаясь современным языком - "50 миллионов просмотров" и мгновенная слава - о чем, впрочем, Вуду вскоре пришлось сильно пожалеть.
Когда репродукцию "Амерканской готики" опубликовали в газетах родной для Гранта Вуда Айовы, разразилась настоящая буря негодования. Жители посчитали картину не просто издевательство, но жестоким оскорблением - поскольку они уж точно "не такие"! Суровые мужчины из Айовы угрожали Гранту Вуду "посадить его на вилы" - на те самые вилы, которые он с такой любовью изобразил. Женщины Айовы грозились выцарапать Гранту "его бесстыдные глаза", а одна даже обещала откусить ему ухо.
Да что говорить, если даже Нэн, родная сестра художника, готова была испепелить свего внезапно проснувшегся знаменитым братца. В каждом интервью она норовила подчеркнуть, что "на деле она вовсе не такая, какой изобразил ее брат, а гораздо более привлекательная, молодая и свободомыслящая". Особенное неудовольствие сестры Вуда вызывал тот факт, что все почему-то принимали ее за жену сурового мужчины с вилами!
"Никакая я не жена - я дочь! - возмущалась Нэн. - С какой стати все решили, что я выйду замуж за старика, который годится мне в отцы. Подчеркиваю еще раз, и надеюсь, меня все услышат: я - дочь!"
Вуд уже и не рад был своей известности, но тут случилась Великая Депрессия, и отношение к картине самым непостижимым образом переменилось. В ней стали усматривать выражение непоколебимого духа решительных, отважныХ и предприимчивых американских первопроходцев - то есть, того самого "стержня нации", с помощью которого Соединенные Штаты могут преодолеть (и обязательно преодолеют!) любой кризис.
В наши дни картина "Американская готика" считается одним из лучших произведений живописи США за всю истории ее существования - на наш взгляд, вполне засЛуженно!
Статьи по теме:
Самые известные работы Леонардо да Винчи
Самые дорогие картины Сальвадора Дали
Знаменитые картины Рене Магритта
Write a comment