"Ампурдан" (по-каталонски L’Empordà) — скульптура каталонского художника Эрнеста Марагалла Нобла, созданная в 1961 году и расположенная в садах Сальвадора Эсприу, в верхней части фешенебельного проспекта Пасео де Грасия в Барселоне.
Скульптура из белого мрамора была создана Эрнестом Марагалем, сыном выдающегося испанского (каталонского) поэта Хуана Марагаля, и торжественно открыта в 1961 году, во время празднования столетия со дня его рождения.
Нужно понимать, что скульптура посвящена поэме Хуана Марагаля "Ампурдан". Мастер слова всегда испытывал особенные чувства к этой долине, расположенной на северо-востоке Каталонии и славной своим разрушительном ветром трамонтана.
Кстати стихи Жоана Марагаля очень любил родившийся именно в долине Ампурдан Сальвадор Дали. Усатый провокатор и безусловный гений даже использовал одно из образных сравнений Марагаля для названия целого зала в своем Театре-музее - речь, конечно же, о "Дворце Ветра".
Что до поэмы "Ампурдан" - в ней рассказывается о русалке и пастухе, внезапно полюбивших друг друга. Русалка, понятное дело, жила в море, а пастух - четкий каталонский чабан - в Пиренейских горах.
А когда они, в силу мощного любовного чувства, решили сойтись и жить вместе, то, чтобы никому не было обидно, избрали в качестве места проживания промежуточный вариант - то есть, расположенную аккурат между морем и горами долину Ампурдан.
Всё это, разумеется, прекрасно. Жоан Марагаль написал поэму про романтические отношения русалки и пастуха. Его сын, Эрнест Марагаль, посвятил поэме отца скульптуру. И вот здесь-то и начинаются проблемы?
Да, проблемы - потому что кого мы наблюдаем в вышеозначенной скульптурной группе? Русалку с пастухом? Нет, нет и нет! Мы видим (как наглядно продемонстрировано на фото) - двух полуобнаженных девиц эротического вида, расположившихся в весьма фривольных позах и явно приятно взволнованных обществом друг друга.
Мы вовсе не покушаемся на ценности лесбийской любви - да и кто станет делать это в наше время. Но где пастух? Где тот самый пастух, который, согласно поэме Жоана Марагаля, был волосатым мужчиной с гор - но никак не девицей?
Похоже, этот вопрос задавали себе не только мы, но и многие общественные деятели Барселоны той поры. Сразу же после открытия у скульптуры появилось множество врагов, которые развили бурную деятельность и добились того, что нахальных мраморных девиц убрали из центра Барселоны, переместив на на окраину города, в парк Сервантеса, который граничит с муниципалитетом Эсплугас-де-Льобрегат.
Несмотря на многочисленные просьбы автора скульптуры, Эрнеста Марагаля, вернуть произведение на место, художнику не удавалось добиться своей цели вплоть до 1985 года, когда мэром Барселоны стал его племянник Паскуаль Марагаль, и скульптор тут же воспользовался родственными связями.
Так что хорошо, когда твой племянник - мэр Барселоны! Сегодня скульптура присутствует на своем первоначальном месте и, похоже, никуда переезжать не собирается. И нам, честно сказать, это даже нравится. Скульптура действительно эротична, провокативна, и чувственна - а ведь именно такой во многих отношениях является и сама Барселона.
Конечно, немного обидно за пастушка, одного из главных героев поэмы, для которого места в скульптурной группе почему-то не нашлось. Ну да Бог с ним - девчонки всё-таки красивее!
Статьи по теме:
Write a comment