Картина "Анжелюс Галы" была написана Сальвадором Дали в 1935-ом - в период наивысшей одержимости испанского художника картиной Жана Франсуа Милле "Анжелюс", в которой за банальным сюжетом Дали, трактуя работу Милле с позиций фрейдизма, усмотрел глубокий эротический подтекст с элементами трагедии, а тажке глубокую связь "Анжелюса" с некоторыми обстоятельствами своей жизни.
Еще ребенком Дали был околдован, озадачен и напуган репродукцией этой очень популярной тогда картины, хотя объяснить истоки своей тревоги, разумеется, не мог - сюжет картины самый что ни на есть мирный: пара французских крестьян, занятых сбором урожая и остновившихся, чтобы прочесть вечернюю молитву.
Позже эта одержимость ушла, но в начале 30-хх вернулась вновь.
"В июне 1932-го года, без какого-либо внутреннего предостережения или какой-либо осознанной ассоциации, которая могла бы предложить хоть какое-либо объяснение, перед глазами моими вдруг возник "Анжелюс" Милле. Образ был очень четким и красочным. Он появился практически моментально, стирая все другие образы. На меня это произвело очень сильное впечатление, буквально уничтожило меня.
Несмотря на то, что все в моем видении картины в точности соответствовало тем репродукциям, что мне доводилось видеть, тем не менее, картина казалась абсолютно преображенной, исполненной столь могучегно скрытого значения, что "Анжелюс" Милле внезарно показался мне самой поразительной, загадочной и многозначной картиной, самой богатой подсознательно пробуждаемыми идеями из всех, что были когда-либо написаны."
С этого момента Дали начинает четко фиксировать все свои ощущения, связанные с "Анжелюсом", и писать - разумеется в своей интерпретации - персонажей "Анжелюса" раз за разом: "Имперский монумент женщине-ребенку", "Атавизм сумерек", "Археологический отголосок Анжелюса Милле", "Архитектурный "Анжелюс" Милле", "Гала и Анжелюс Милле в ожидании прибытия конических метарморфоз" и множество других вещей художника посвящены сюжету работы Милле.
Сальвадор Дали сочинил целое эссе под названием: "Параноидно-критическое толкование маниакального образа "Анжелюса" Милле. Эссе должно было увидеть свет в 1933, однако по ряду причин этого не случилось.
В 1940, когда немцы захватили Францию, а Дали отсиживались в Аркашоне, готовясь совершить бегство в США, рукопись в спешке была утеряна и вновь обнаружена лишь в начале 60-хх. Эссе, практически без изменений, было издано в 1963, получив название "Трагический миф "Анжелюса" Милле. Параноидно-критическое толкование".
Дали, будучи завзятым фрейдистом, трактует смысл "Анжелюса" с точки зрения так называемого "эдипова комплекса", когда мальчик-сын одновременно вожделеет и боится своей матери, а отца воспринимает как соперника. Дали обращает нимание на то, что мужчина меньше и легче женщины, вид у него пристыженный, а шляпа расположена именно так, чтобы скрыть эрекцию!
Позже, прочтя книгу "жзинь насекомых", Дали был буквально поражен тем, насколько поза женщины, сложившей в молитве руки, напоминает позу самки богомола, готовой к атаке! А самка богомола известна тем, что пожирает своего самца не только после совокупления, но иногда даже во время его!
В картине "Анжелюс Галы" супруге художника, Елене Дмитриевне Дьяконовой, доверена роль изображать сразу двух персонажей Милле - и мужчину, и женщину. Интересно, что Гала-мужчина усажена художником на тачку, выступающим в картине Милле символом неустойчивых сексуальных отношений, а за спиной её на стене можно видеть работу Милле, претерпевшую сильное вторжение Дали: крестьяне не стоят, как в оригинале, а сидят на той же тачке друг напротив друга (Гала напротив Галы) - причем, женщина-агрессор буквально-таки нависает над партнером, еще более напоминая хищную самку богомола.
В протимвовес тревожному контексту далианской интерпретации картины Милле лицо Галы, напротив, безмятежно и излучает божественное спокойствие: Дали был бесконечно благодарен своей супруге за то, что она избавила его от множества сексуальных комплексов, которыми он был одержим до встречи с ней.
Степень этой благодарности художника настолько велика, что он даже приукрасил безмятежный лик Гала, сделав супругу несколько более миловидной, чем в действительности, чего, в общем-то, никогда себе не позволял.
Особенно следует также отметить, с какой любовью и тщание Сальвадор Дали выписывает изумительно-красивый вышитый жакет, встречающийся во многих картинах Дали этого периода: "Анжелюс Галы", "Гала и Анжелюс Милле, наблюдающие за скорым явлением конических анаморфоз", "Постоянство хорошей погоды", "Геодезический портрет Галы" и т.д.
Статьи по теме:
300 лучших картин Дали - описание и анализ
Максимальная скорость Мадонны Рафаэля
Экскурсия "Музей Дали и дом Дали в Порт-Льигате"
Экскурсия "Кадакес, мыс Креус и Порт-Льигат"
Write a comment