"Благовещение" - самая ранняя из дошедших до нас работ Леонардо да Винчи, предположительно, написанная в период между 1472 - 1475 г.г. В настоящий момент картина Леонардо "Благовещение", созданная Леонардо в возрасте всего 20 лет, находится в галерее Уффици во Флоренции.
Интересно, что долгие годы, или, точнее, века, находясь в аббатстве под Флоренцией, картина считалась принадлежащей кисти Гирландайо, и ни о каком авторстве Леонардо речи не шло в принципе. Да и то сказать: в сравнении с такими шедеврами, как "Мона Лиза" или "Тайная вечеря" картине явно недостает "фирменного почерка" Леонардо.
Даже на момент своего поступления в Уффици, что случилось в 1867-ом году, она была атрибутирована, как произведение Лоренцо ди Креди, и лишь барон Липгарт оказался достаточно прозорливым, чтобы пойти "против течения" и указать на явное сходство некоторых деталей "Благовещения" с другими ранними работами Леонардо.
Окончательная точка в вопросе "Леонардо или не Леонардо?" была поставлена в 1907 году, после того, как была опубликована репродукция наброска руки ангела для этой картины, хранящаяся в Оксфордском музее.
Композиция картины "Благовещение" полностью соответствует многовековой модели с ангелом слева, Богородицей справа и кафедрой между ними. Персонажи изображены в окружении архитектурных объектов, за которыми на заднем фоне открывается пейзаж.
Здесь молой Леонардо полностью следует традиции "вертограда заключенного", служившего многим поколениям художников неоспоримым каноном, принятым при изображении Девы Марии.
Коленопреклоненный ангел со стилизованными крыльями молод и почти по-женски прекрасен: с высоким лбом, гладкой кожей и лилией в руках: символом непорочности Богородицы.
Дева, застигнутая ангелом "врасплох" во время чтения, изумленно поднимает руку и показывает красивое лицо, которое некоторые исследователи, впрочем, называют чрезмерно холодным. Поза Марии с равномерно расставленными коленями, а также свободная драпировка, ниспадающая крупными складками, придают изображению матери Христа основательно-монументальный характер.
Когда Благовещение попало в Уффици (1867) из монастыря Сан-Бартоломео, недалеко от Флоренции, оно было приписано Доменико Гирландайо, который, как и Леонардо, был учеником в мастерской Андреа дель Верроккьо.
В 1869 году Карл Эдуард фон Липхарт, центральная фигура немецкой колонии экспатриантов-любителей искусства во Флоренции, признал его работой Леонардо да Винчи - самой ранней из сохранившихся работ художника.
Разумеется, молодой Леонардо работал над этой вещью не один. Здесь очевидна и кисть самого Верроккьо, который, как известно, использовал краску на основе свинца и предпочитал крупные и сильные мазки кистью.
Леонардо было поручено написать ангела и выполнить фон. Да Винчи использовал легкие мазки без грифеля. Когда "Благовещение" было просвечено рентгеновскими лучами, работа Верроккьо прекрасно просматривалась, в то время как ангел Леонардо сделался невидимым.
Эта картина, созданная совместными усилиями в студии Верроккьо, тем не менее, является мастерским достижением и доказательством врожденного живописного таланта Леонардо да Винчи.
Все в этой работе отличается высоким поэтизмом и безупречным чувством стиля. Исполнение фигур персонажей и связанных с ними атрибутов, организация пространства, а также фон, где отчетливо проявился повышенный интерес художника к Природе, которая засияет мощным светом в такой известной (и совершенно самостоятельной) картине Леонарод да Винчи, как "Мадонна в скалах".
Да, на момент написания "Благовещения" талант молодого Леонардо находился в стадии развития и становления, и должно было произойти немало перемен, прежде чем появились истинно "леонардовские", то есть, совершенно гениальные, шедевры. Однако и этой работы молодого художника было бы вполне достаточно, чтобы причислить его к числу великих мастеров.
Источник иллюстрации: WikiCommons
Статьи по теме:
Write a comment