Антони Гауди-и-Корнет (Реус или Риудомс, 25 июня 1852 г. - Барселона, 10 июня 1926 г.) испанский архитектор, наиболее известный представитель архитектурного направления, известного, как каталонский модерн (modernismo catalan).
Гауди был архитектором с врожденным чувством геометрии и объема, а также с невероятно развитым пространственным воображением, что позволяло ему мысленно спроектировать большинство своих работ еще до того, как наступало время оформлять проект в виде чертежей.
Фактически, имея профессиональное архитектурное образование, он крайне редко составлял подробные планы своих работ, предпочитая работать с трехмерными моделями, что по праву позволяет считать Антонио Гауди "отцом" 3D-моделирования.
Еще одна характерная черта его творческого метода - постоянная импровизация, когда новые идеи возникали в мозгу каталонского гения непосредственно во время реализации проекта. Прямым следствием этого являлась и еще одна особенность работы Гауди: он стал, по сути, первым архитектором нового времени, проводившим на стройплощадке едва ли не меньше времени, чем любой занятый в его проекте рабочий.
Обладая сильной врожденной интуицией и безграничными творческими способностями, Гауди создавал проекты в глобальном ключе, принимая во внимание как структурные решения, так и функциональные и декоративные.
Архитектор уделял внимание мельчайшим деталям своих творений, интегрировав в свою "комплексную архитектуру" целую серию ремесел, в которых сам был экспертом: так, Гауди умел прекрасно работать с керамикой, стеклом, металлом, деревом и т. д. Также ему принадлежат и новые методы обработки материалов - как, например, техника "тренкадис", предвосхитившая такое глобальное в наши дни явление, как реутилизация.
Испытав в начале карьеры сильное влияние готики и ориентализма, архитектор с течение времени неизбежно пришел к модерну, однако, в силу своего уникального таланта, вскоре вышел далеко за рамки ортодокскального направления, создав, по сути, свой собственный, "органический" стиль, основанный, прежде всего, на пристальном изучении природных конструкций, их переосмыслении и последующей интеграции в свои архитектурные проекты.
Характерная черта зрелого творчества Антонио Гауди - широкое использование линейчатых геометрических форм, таких, как гиперболический параболоид, гиперболоид, геликоид и т. д., что особенно отчетливо просматривается на примере величайшего творения его жизни - Храма Святого Семейства в Барселоне.
В целом архитектура Гауди отмечена отчетливо выраженным личным характером, характеризующимся неустанным поиском новых структурных решений, единством с Природой, глубоко национальными (каталонскими) чертами и доминирующей религиозностью, в особенности, в зрелых работах мастера.
Изначально понятые меньшинством, со временем работы Гауди получили широкое международное признание. Существенную роль в популяризации творческого наследия Гауди сыграл его земляк и преданный поклонник - Сальвадор Дали.
Сегодня работами Антонио Гауди восхищаются как профессионалы, так и широкая публика: та же Саграда Фамилия в настоящее время является одним из самых посещаемых памятников не только Испании, но и всего мира в целом. В период с 1984 по 2005 год семь его произведений были признаны ЮНЕСКО объектами Всемирного наследия.
Ранние годы Антонио Гауди
Антони Гауди родился 25 июня 1852 года в семье котельщика Франсеска Гауди-и-Серра (1813–1906) и его супруги, Антонии Корнет-и-Бертрана (1819–1876). Он был младшим из пяти братьев и сестер, из которых только трое достигли совершеннолетия: Роза (1844–1879), Франсеск (1851–1876) и Антони. Происхождение семьи Гауди восходит к югу Франции, к рергиону Овернь, откуда один из его предков, Жан Гауди, уличный торговец, перебрался в 17 веке в Каталонию. Фамилия его .учитывая место происхождения, могла звучать как Годи или Годен.
Точное место рождения Антонио Гауди неизвестно, поскольку не сохранилось никаких документов свидетельств касательно этого. По этой причине право называться малой родиной Гауди до сих пор оспаривают Реус и Риудомс (два соседних муниципалитета в районе Байш Камп (провинция Таррагона). Тем не менее, в большинстве случаев в качестве места рождения Гауди указывается Реус - хотя, как известно, сам Гауди неоднократно заявлял, что он родом из Риудомса, где у его отца имелся сельский дом.
Так или иначе, вопрос этот остается открытым зато доподлинно известно, что на следующий день после рождения Антонио был крещен в церкви Сан-Пере-Апостол в Реусе. Имя, указанное в свидетельстве о крещении - Антон Пласид Гильем.
Как бы то ни было, Гауди был бесконенечно благодарен судьбе за то, что ему повезло родиться именно в Каталонии, на Средиземноморье. Впоследствии Гауди неоднократно заявлял, что у средиземноморских народов есть врожденное чувство искусства и стиля, и что они обладают большим творческим потенциалом и изобретательностью мышления, в то время как северные народы мыслят куда более схематично и однообразно.
Природа всегда привлекала и очаровывала Антонио Гауди - с самого "нежного" возраста. Во время летнего пребывания в Mas de la Calderera, (доме семейства Гауди в Риудомсе) маленький Антонио имел прекрасную возможность проводить на открытом воздухе целые дни.
Позже, будучи уже взрослым, он стал членом Экскурсионного центра Каталонии (1879 г.), - организации, благодарая которой он совершил многочисленные поездки по Каталонии и югу Франции. Некоторое время он также занимался верховой ездой и до старости проходил около десяти километров в день - при этом, отметим, с детства страдая ревматизмом!
Наряду с Природой наиболее сильным фактором, оказавшим влияние на архитектурное дарование Гауди, стала профессия его отца. Более пяти поколений мужчины в роду Гауди занимались производством изделий из меди - да и мать была из семьи котельщиков: такого рода "цеховые союзы" были в то время самым распространенным явлением.
Отсюда его последующая любовь к моделированию тремерных макетов - и, напротив, довольно пренебрежительное отношение к чертежам, где объект априори представлен всего в двух измерениях - в отличие от окружающей нас трехмерной реальности.
Отец Гауди производил но только котлы, но и емкости для перегонки виноградного спирта (перегонные кубы), и змеевики. Как вспоминал впоследствии сам Антонио, именно постоянное наблюдение за тем, как плоские кованые медные листы превращаются в трехмерные объекты, привело к тому, что он сызмальства научился представлять объекты именно в трех измерениях.
Маленький Гауди рос болезненным и замкнутым ребенком - с пяти лет стали проявляться регулярные боли, связанные с артритом суставов - и полноценное общение со сверстниками зачастую становилось для него попросту невозможным. С другой стороны, эти "погрешности" здоровья способствовали развитию вдумчивости и наблюдательности у ребенка, часто проводившего время вдали от шумных забав своих ровесников, в неспешных и созерцательных прогулках на лоне природы.
Кстати, впоследствии, когда Гауди вырос, он стал вегетарианцем и сторонником гигиенических теорий доктора Кнайпа. Из-за своих убеждений, к которым впоследствии прибавились религиозные мотивы, он предавался суровым постам, иногда даже подвергая опасности собственную жизнь, как это случилось в 1894 году, когда в результате длительного отказа от пищи он серьезно заболел и едва не умер.
Начальное обучение маленький Антонио получил в школе Франсеска Беренгера, сын которого впоследствии сделался одним из главных помощников архитектора. Затем ребенка взяли работать на фабрику Vapor Nou в Реусе - и счастье, что владелец фабрики Жоан Торратс заприметил способного ребенка. Торратс посоветовал родителям отдать Антонио учиться дальше и даже помог им финансово - заработок мастеровых не был ни обильным, ни стабильным, и семья Гауди тянулась изо всех сил, чтобы свести концы с концами.
Так или иначе, в возрасте 11 лет Гауди поступил учиться в частную католическую школу при монашеском ордене пиаристов, а заканчивал среднее образование уже в Барселоне, при монастыре Кармен, куда поступил учиться в 1868 году.
Между 1875 и 1878 годами Гауди проходил военную службу в подразделении расквартированных в Барселоне пехотных войск. Впрочем, по состоянию здоровья бОльшую часть времени Гауди, распределенный в административное управления, от своих воинских обязанностей был избавлен - что позволило ему сосредоточиться на учебе.
В 1876 году внезапно и по неизвестным сегодня причинам умирает старший брат Гауди, Франсеск, едва успевший получить диплом врача, а следом за ним, не справившись с горем - и мать архитектора, которой на тот момент было всего 57 лет.
Гауди изучал архитектуру в Escuela de la Lonja, а с 1873 года - в Escuela Técnica Superior de Arquitectura (Высшей технической школе архитектуры Барселоны), которую заканчивает в 1878 году. Наряду с профильными дисциплинами Гауди посещал занятия французского, а также курсы по истории, экономике, философии и эстетике.
Его академическая успеваемость была средней; Гауди, кажется, был больше озабочен собственными интересами, чем необходимостью ходить в лучших студентах. Элиес Рогент, директор Барселонской школы архитектуры, сказал во время вручению диплома Гауди ставшую впоследствии знаменитой фразу:
"Уж и не знаю, господа, кому мы вручаем диплом - гению или сумасшедшему!"
Антонио Гауди в 1878 году
Чтобы заплатить за свою степень, Гауди работал чертежником у различных архитекторов и строителей, таких как Леандре Серраллах, Жоан Марторелл, Эмилио Сала Кортес, Франсиско де Паула дель Вильяр-и-Лозано и Хосеп Фонтсере28. Возможно, поэтому, получив титул Гауди со своим ироничным чувством юмора прокомментировал своему другу скульптору Льоренсу Матамале: "Ну вот, Лоренс - наконец я стал архитектором!"
Начало карьеры и зрелые годы
Первыми проектами Антонио Гауди стали уличные фонари для Королевской площади (Plaza Real) в Барселоне, проект Kioscos Girossi (нереализован) а также промышленное здание для Cooperativa Obrera Mataronense (отреставрировано и сохранилось по сей день).
С первым важным заказом, Домом Висенс (Casa Vicens) - (1878 - 1885) Гауди начал приобретать известность, однако настоящим "счастливым билетом" для молодого специалиста стало знакомство с Эусеби Гуэлем - крупным каталонским бизнесменом и меценатом. На Всемирной выставке в Париже в 1878 году Гауди представил витрину для перчаток Комелья.
Дом Висенс в Барселоне
Модернистский дизайн, одновременно функциональный и высокоэстетичный, впечатлил оказавшегося на выставке Гуэля, который по возвращении в Барселону свел с Гауди знакомство, из профессиональной плоскости быстро переросшее в личную дружбу.
Так начались славные и долгие отношения мецената с талантливым архитектором, итогом которых стали Винные погреба Гуэля, Павильоны усадьбы Гуэля, Парк Гуэль, Дворец Гуэль и Крипта в колонии Гуэля.
В этом списке обязательно следует упомянуть и виллу "Эль Капричо", построенную Антонио Гауди в Кантабрии для одного из родственников "главного" испанского промышленника Антонио Лопеса-и-Лопеса, который являлся тестем Гуэля.
Да, всюду Гуэль - но именно этот делец с широким кругозором и прекрасным образованием позволил Антонио Гауди воплотить в жизнь самые невероятные архитектурные задумки, прославившие навечно как архитектора, так и мецената.
В 1883 году он согласился взять на себя ответственность за продолжение недавно начатых работ по сооружению Искупительного храма Святого Семейства (Саграда Фамилия). Гауди полностью изменил первоначальный проект, превратив его в общечеловеческое достояние, которое, не будучи даже достроенным, вызывает неимзенное восхищение во всем мире. С 1915 года Гауди почти полностью посвятил себя этому проекту, над которым работал до самой смерти.
Гауди стал получать все больше и больше заказов, поэтому, работая одновременно над несколькими проектами, архитектор стал собирать вокруг себя команду профессионалов из разных областей, многие из которых не только стали его преданными единомышленниками, но и сделали успешную самостоятельную карьеру.
Среди тех, кто трудился под началом Гауди, следует упомянуть Жозепа Марию Жужоля, Хуана Рубио, Сезара Мартинелла, Франсеска Фольгеру, Франсеска Беренгера - и многих других мастеров.
В 1886 году Гауди приступил к строительству Дворца Гуэля на улице Ноу-де-ла-Рамбла в Барселоне, который был по большей части завершен к 1888-му году.
Одним из ключевых событий того времени для каталонской столицы, которое заодно послужило отправной точкой для развития архитектурного модерна, стала Всемирная выставка 1888 года, где главные архитекторы того времени представили свои лучшие работы.
Гауди соорудил для выставки павильон Трансатлантической Компании (Compañía Trasatlántica), принадлежавшей тестю Гуэля Антонио Лопесу - однако павильон, выполненный в восточном стиле, был, к сожалению, впоследствии демонтирован.
В начале 1890-х Антонио Гауди получил два заказа за пределами Каталонии и выстроил Епископский дворец в Асторге и Дом Ботинес в Леоне. В 1891 году он отправился в Малагу и Танжер, чтобы изучить стройплощадку для проекта здания францисканских католических миссий. Хотя этот проект не в итоге так и небыл реализован, башни, спроектированные для него, впоследствии послужили Гауди в качестве модели для колоколен Саграда Фамилия.
В 1899 году Гауди стал членом Círculo Artístico de San Lucas - католического художественного общества, основанного в 1893 году епископом Жозепом Торрас-и-Бажес (очень близким Гауди человеком) и братьями Жозепом и Жоаном Льимона, один из которых был известнейшим скульптором, а второй - художником. Он также присоединился к Духовной лиге Богородицы Монсерратской (Mare de Déu de Montserrat).
Все это в высшей степени наглядно демонстрирует, насколько большой путь духовных исканий проделал к тому времени Гауди, начинавший с социал-утопических, а то и околоанархистских воззрений юности и сделавшийся к исходу века рьяным католиком национал-каталонского толка.
Окончательный "уход" в религию знаменовал собой и полный отказ от личной или семейной жизни: после неудачной попытки жениться на Жозефе Мореу Гауди перестал интересоваться женским полом, сосредочившись на работе и вопросах веры.
Удивительно, но образ жизни одиночки, отшельника и аскета, целиком погруженного в религию, не только не вредил творчеству Гауди, но напротив - стимулировал его самым непостижимым образом. Последнее из "традиционно-конформистских" зданий, построенных Гауди - Дом Кальвет, расположенный на улице Касп в Барселоне.
В 1900 году за Дом Кальвет (Casa Calvet) архитектор был удостоен премии за лучшее здание года от городского совета Барселоны. В дальнейшем никаких наград от городских властей вплоть до самой смерти Гауди не получал - однако творческая мысль его воспарила к высотам, ранее невиданным.
Это в полной мере относится и к активности арихтектора, поятоянно занятого несколькими проектами сразу. В течение первого десятилетия 20 века он занимался такими проектами, как Дом Фигерас (Casa Figueras), более известный как Башня Bellesguard (1900 - 1909), Парком Гуэля (Parque Güell) (1900 - 1914) - урбанистическим проектом, который не увенчался успехом, а также реставрацией собора Санта-Мария в Пальма-де-Майорка, для чего архитектор совершил несколько поездок на остров.
Наконец, между 1904 и 1910 годами Гауди построил Дом Бальо и Дом Мила - ставших самыми известными светскими проектами архитектора.
После переезда в Барселону Гауди часто менял адрес: в студенческие годы он жил в пансионах и на съемных квартирах, как правило, в районе Готического квартала; В начале своей карьеры одновременно с улучшения материального положения он начал снимать квартиры в районе Эшампле, а в 1906 году переселился, наконец, в собственный дом в Парке Гуэля, выстроенный его помощником Франсеском Беренгером (в настоящее время - Дом-музей Гауди).
В этом здании, известном, как "Розовая Башня" Антонио Гауди поселился со своим отцом, (умерший в 1906 году в возрасте 93 лет) и племянницей Розой Эгеа Гауди (умершей в 1912 году в возрасте 36 лет). В Парке Гуэля Гауди прожил до 1925 года, когда, за несколько месяцев до своей смерти, перебрался жить в мастерскую при Храме Святого Семейства.
Антонио Гауди во время процессии Корпус Кристи 11 июня 1924
Последние годы архитектора, потерявшего всех своих родственников и многих друзей, были особенно одинокими.
7 июня 1926 года приблизительно в 18:05 Антонио Гауди был сбит трамваем на проспекте Гран-Виа в Барселоне и трое суток спустя, вечером 10 июня умер. Похороны архитектора, почти забытого при жизни, вызвали небывалый общественный ажиотаж. 12 июня 1926 года в присутствии нескольких десятков тысяч барселонцев Гауди был похоронен в крипте Храма Святого Семейства.
Статьи по теме:
Write a comment