Грандиозное полотно "Апофеоз Доллара", (300 см Х 400 см, масло, холст), написанное в 1965, украшает "Музей ювелирных работ Дали", расположенный при "Театре-Музее". В названии картины слышна явная и намеренная перекличка со знаменитой анаграммой "Avida Dollars" ("Алчущий долларов" - исп.) придуманной в свое время Андре Бретоном, духовным и идейным лидером славного сообщества сюрреалистов, к которому имел честь принадлежать когда-то и Сальвадор Дали.
Бретон, наблюдая, как творчество Дали все больше коммерциализируется и перестает даже в малой степени отвечать лево-радикальным взглядам сюрреалистов, в конце концов, добился исключения Дали из кружка, а впоследствии, решив окончательно его "припечатать" силой своего идеqно-сюрреалистического слова, просто-напросто поменял местами буквы, из которых состоит имя-фамилия каталонского художника - и получилось, надо признать, весьма остроумно: Salvador Dali - Avida Dollars.
Однако если Бретон хотел задеть, уязвить или унизить Дали этим прозвищем, приклеившимся к художнику намертво - он самым жестоким образом ошибся. Дали, после того, как искусство его стало продаваться, и продаваться хорошо, мгнновенно забыл о революционной сути сюрреалистического творчества и борьбе с прогнившим насквозь буржуазным миром.
Справедливости ради заметим: всерьез идеей низвергнуть капитализм Дали никогда не страдал - напротив, он всеми силами стремился влиться в дружные ряды капиталистов и старался зарабатывать всегда, везде и на всем, причем, вопросами порядочности при этом озабочен ни в малой степени не был.
Вспомним одно из высказываний Дали: "Все, к чему прикасается Божественный Дали, тут же превращается в золото". Процесс зарабатывания денег стал самой трепетной любовью Дали - не считая, разумеется, супруги - и любовь эта растянулась на всю жизнь.
Потому анаграмма Бретона была для Дали не оскорблением, а комплиментом, и монументальная картина "Апофеоз доллара", выдержанная в благородных золотистых тонах - не что иное, как еще одно жизнеутверждающее заявление художника на тему: "Зарабатывать деньги - хорошо, а зарабатывать хорошие деньги - еще лучше!"
Что до сюжета картины - он отсутствует, как таковой. При написании полотна Дали использовал свой излюбленный "принцип рагу", суть которого заключается в следующем: берешь всего, и побольше - и сваливаешь все это в пространство одного произведения, а всякий сам пусть разбирается и выискивает те смыслы, которые ему нужны.
Надо сказать, Дали пользовался этой методой регулярной на протяжении всей своей творческой карьеры и делал это, надо отдать ему должное, с замечательным мастерством - за что, собственно, мы его и любим.
В свой "Апофеоз" Дали, ничтоже сумняшеся, в 1001-ый раз поместил свои навязчивые идеи, образы, мысли и фетиши, сопровождавшие его на протяжении сумбурной и яркой жизни. Объекты размещены в прекрасном беспорядке, что, впрочем, ничуть не помешает преданному поклоннику Сальвадора Дали идентифицировать если не все, то многие детали.
Профиль Гермеса работы Праксителя, в тени носа которого притаилась фигура Гёте; гофмейстер Хосе Нието с картины Веласкеса "Менины"; Марсель Дюшан в костюме Людовика 14-го, с лютнистом Антуана Ватто на голове...
Внизу справа - сама Дали в костюме Веласкеса и позирующая ему для портрета Гала, а рядом с Музой - дантовская Беатриче, в образе которой можно разглядеть коленопреклоненного Дон Кихота, батальные сцены, очень напоминающие работы Эрнеста Мейсонье и Мариано Фортуня - одним словом, здесь есть всё!
Интересно, что в свое время эта картина принадлежала секретарю Сальвадора Дали Питеру Муру, и в год открытия Театра-Музея даже экспонировалась там - экспонатов не хватало, и Дали по-дружески упросил Мура временно одолжить картину для экспозиции. Однако вскоре Дали и Мур разругались, и последний затребовал картину обратно.
Уже после смерти Дали, в 1991-ом году фонд приобрел это полотно у Мура, заплатив за него 200 000 000 песет. На секундочку - вдумайтесь в эту забавную ситуацию: секретари Дали - еще более жуликоватые, чем сам он, деятели - обогащались при Дали в таких безобразных масштабах, что могли позволить себе покупать картины Дали! У того же Мура, например, работ Дали накопилось столько, что он мог запросто открыть свой собственный музей.
Каждый из них - будь-то уже упомянутый Питер Мур, или Энрике Сабатер, или Робер Дешарн, уходил на покой долларовым миллионером, и, не побоюсь этого слова - с приставкой "мульти".
Конечно же, от махинаций с продажами и тиражированием работ Дали, которыми занимались эти люди - зачастую с ведома и одобрения, а то и при личном участии самого художника - весьма дурно попахивало, но в конечном счете они выходили сухими из воды, да и вообще - деньги, как известно, не пахнут.
О, этот волшебный, этот удивительный мир сюрреализма... Впрочем, всё это частности, не имеющие к собственно творческому наследию Дали никакого отношения.
Статьи по теме:
"Погружение в Театр-музей Дали" - книга-экскурсия
Самая дорогая картина Сальвадора Дали
Длительность базовой экскурсии в театр-музей Сальвадора Дали - 7 часов.
Стоимость: 1-3 человека - 330 €, 4-5 человек - 360 €, 6 человек - 410 €. Заказать экскурсию
Примечание: цена входных билетов (стоимость билета - 14 €) не включена в стоимость экскурсиии.
Помимо базового, мы предлагаем также следующие варианты экскурсий, включающие объекты Сальвадора Дали:
Театр-музей Сальвадора Дали+замок Гала в Пуболе
Театр-музей Дали в Фигерасе+дом Дали в Порт-Льигат
Треугольник Дали (дом Дали в Порт-Льигате+театр-музей Дали в Фигерасе+замок Гала в Пуболе)
Театр-музей Дали+Каталонская Венеция - Эмпуриабрава
Write a comment