Картина "Приспособление и рука" была написана Сальвадором Дали в 1927-ом году, вскоре после его достаточно условной службы в армии, проходившей в крепости Сан-Фернандо, расположенной ровно в 1 км от Фигераса. "Приспособление и рука" принадлежит к числу картин молодого Сальвадора, которые с полным основанием могут быть отнесены к "предсюрреалистическому" периоду - хотя мне удобнее называть его "сюрреализмом без сюрреалистов".
Важно понимать: сюрреализм для Сальвадора Дали начался не с момента его "введения" в Парижский кружок (за что следует сказать отдельное спасибо Жоану Миро), а гораздо раньше - вскоре после того, как в 1923-ем году в Мадриде был опубликован на испанском языке труд Зигмунда Фрейда "Псхипатология обыденной жизни", а годом позже - "Толкование сновидений".
Дали вместе с товарищами по "Резиденции" - общежитию Академии изящных искусств Сан Фернандо - был в числе первых преданных поклонников австрийского психоаналитика и, как мы знаем, свое преклонение перед Фрейдом пронес через всю жизнь.
Неудивительно, что элементы подсознательного начинают появляться в работах Сальвадора уже в 1927-ом. Кстати, именно "Приспособление и рука" может считаться первой картиной Дали, в которую художник активно вводит в сюжет навеянные воображением, с очевидной фрейдистской подоплекой, образы.
Кстати, сам образный ряд во многом напоминает картины замечательного художника-сюрреалиста Ива Танги - и не только в этой работе. "Натюрморт в свете сиреневой луны", "Мед слаще крови", написанные в этот же период, несут на себе самый явный отпечаток творчества Танги - чего сам Дали, к чести его, никогда не отрицал.
"Всё, что не традиция - то плагиат!" - любил впоследствии повторять каталонский усатый гений - и был в высшей стапени прав. Искусство не может возникнуть из пустоты, жить и развиваться, питаясь исключительно собой.
"Творческой интерпретации" достижений предшественников и коллега по цеху, никто и нигде еще не отменял - разумеется, если речь не идет об откровенном и пошлом плагиате. Да, кое-что Дали "прихватил" у Танги, однако в отношении главного образа: буквально искрящейся болезненной энергетикой руки - Дали полностью оригинален.
Рука, чаще всего - гипертрофированная, появляется во множестве работ этих лет и выступает символом одного из главных пристрастий Дали, от которого тот не избавился до старости - мастурбации.
Во второй половине двадцатых яростная и частая мастурбация была сопряжена для Сальвадора с постоянным чувством вины и стыда, которые испытывал художник, осознавая, что "тратит сперму впустую".
Стыд этот, как и интенсивность занятий мастурбацией, нашли отражение в болезненно-красном цвете руки, чье самостоятельное существование в отрыве от остального тела лишь подчеркивает важность осуществляемого с ее помощью занятия, оставить которое Дали был не в силах.
В полном соответствии с канонами сюрреализма, согласно которым внутренний мир, включая область эмоций и порожденных ими галлюцинаторных образов, является первичным по отношению к миру "внешнему", Дали "потащил" эту проблему в искусство, которое и вообще для творца всегда является чудесным актом самотерапии.
Следует также отметить элементы символизма и академической живописи, свойственные картине "Приспособление и рука" - Дали в ту пору занимался активным поиском сосбственного стиля и авторского языка - и вскоре, как известно, преуспел.
В настоящий момент картина "Приспособление и рука" ( 62,2 Х 47,6 см, доска, масло) находится в коллекции Музея Дали во Флориде.
Статьи по теме:
"Погружение в Театр-музей Дали - путеводитель по музею Дали в Фигерасе
Write a comment