Картина "Явление города Делфта" была написана Сальвадором Дали в 1936 г. (30 Х 35 см; доска, масло) и в настоящий момент находится в частном собрании. Эта вещь - еще одна дань уважения, или, лучше сказать, преклонения, которое Дали испытывал по отношению к Яну Вермеру, известному также, как Вермер Делфтский.
Уже в зрелом возрасте, обласканный мировой славой, деньгами и наградами, Сальвадор Дали как-то сказал, что с легкостью дал бы отрубить себе левую руку в обмен на секрет той божественной амбры, которой Ян Вермер писал свои полотна.
Подобное признание из уст Сальвадора Дали, самомнение и самовосхваление которого вошли в поговорку, дорогого стОит! Вермер Делфтский во мнении Дали стоял выше Рафаэля, выше Микеланджело, выше Леонардо и, пожалуй, уступал только Диего Веласкесу.
Когда именно Дали начал лелеять в себе культ голландского живописца, доподлинно не известно (порой кажется, что он жил в Сальвадоре от рождения), однако в тридцатых Вермер появляется в работах Дали далеко не однажды: "Призрак Вермера Делфтского, способный послужить и столом", "Пейзаж с загадочными элементами" и т. д.
Опять же, Дали многократно заявлял, что свет в Кадакесе и Порт-Льигате - вовсе не средиземноморский, а именно голландский, совсем такой, как в Делфте, где Вермеер создавал свои редкие и удивительные полотна. В "Пейзаже с загадочными элементами" (1934) Дали и вовсе изображает себя в ксостюме Вермера с картины "Аллегория живописи" - явно ассоциируя себя со своим кумиром".
Та же ассоциация, но уже через пейзаж, осуществлена и в картине "Явление города Делфта", где характерный облик скал мыса Креус, рядом с которым жил Дали, соседствует с "явлением" города Делфта, позаимствованным Дали с другой картины Вермера - "Вид города Делфта".
Интересно также отметить "ископаемый автомобиль" - образ, не раз появляющийся в работах Дали, прототипом которого стала настоящая машина, брошенная хозяином в окрестностях Кадакеса и превратившаяся в часть каменного пейзажа.
Стражники, явно помещенные Дали в картину для охраны Сна - состояния, в котором только и возможны подобные метаморфозы - сами готовы пасть его жертвой и кажутся еще более призрачными, чем окружающий их галлюцинаторный пейзаж.
Картина, напомним, написана в 1936-ом, и в этой связи интересно отметить шкафчик с приоткрытым ящиком - а это уже явление одного из самых запоминающихся образов Дали - "ящика подсознания", который обретет широкую известность в том же году, после появления "Венеры Милосской с ящиками".
Статьи по теме:
Экскурсия "Музей Дали и дом Дали в Порт-Льигате"
Write a comment