"Триумфальная арка" (1962). Название, которое Рене Магритт в конечном итоге дал этой большой (130,6 х 162 см, холст, масло) картине с изображеним обильной природной зелени - L'Arc de Triomphe (Триумфальная арка) - может на первый взгляд озадачить зрителя. Да, зелени здесь действительно много - так много, и такой ядовио-густой, что она кажется почти синей - но о какой, пардон, триумфальной арке речь?
Изображение, видит Бог, имеет мало общего с памятникоми времен Древнего Рима, призванными прославлять победу того или иного императора. Опять же, не обнаружим мы на картине и всем хорошо известную парижскую достопримечательность XIX века, посвященную памяти тех, кто сражался за Французскую революцию или в Наполеоновских войнах.
Впрочем, что удивляться? Это же Рене Магритт, названия картин которого кажутся зачастую взятыми совсем уж "с потолка" - хотя мы-то с вами знаем, что это не так. Что до картины "Триумфальная арка" - здесь всё проще и обыденеей. Название возникло как раз на основе визуального сходства образов - просто нужно взглянуть на вопрос несколько под иным углом.
Высокое дерево в центре холста действительно образует арочную форму на фоне прямоугольного блока плотно скомпонованной крупной листвы, которая обрамляет центральный объект и фокусирует на нем взгляд зрителя, точно так же как массивно-монументальная конструкция триумфальной арки прямо-таки приглашает вас пройти под ней.
Да, с названием, как видим, Магритт в данном случае особенно "мудрить" не стал, но не стоит расслабляться - он нашё иной способ ввести нас в заблуждение. Дело в том, что в качестве фона и центрального объекта Магритт изобразил одно и то же! Представьте себе дерево, видимое с расстояния в 50 м - а потом то же дерево, которое вы наблюдаете с дистанции 50 см. Представьте, и убедитесь, что так и есть.
Засчет этого неожиданного масштабирования Магритту удается произвести на зрителя впечатления "полного погружения" в густой лес - хотя на деле, как мы уже убедились, речь идет всего об одном дереве.
Чудесный хаос из многократно и тщателельно воспроизведенных листьев (терпению и усидчивости Магритта можно только позавидовать!) позволяет заключить, что дерево, изображенное на картине - это конский каштан, имеющий научное название aesculus hippocastanum.
Примечательный своей высотой, раскидитостью и густотой кроны, а также долголетием и неприхотливостью, конский каштан произрастает в зонах умеренного климата по всему миру и традиционно высаживается в парках и других открытых общественных местах.
Деревья, по отдельности или в виде леса - частый изобразительный элемент в послевоенных картинах Магритта. Очевидно, что сущность Природы как матери всего сущего, в том числе и её самопровозглашенного "царя" (то есть, Человека) с годами занимала всё более важное место в персональной философии художника. И дерево в этом контексте выступало однозначным символом Природы как совокупности всего сущего.
«Поднимаясь от земли к солнцу, - как-то написал Магритт , - дерево является образом конкретного счастья. Чтобы правильно воспринимать этот образ, мы сами должны быть неподвижны, как дерево. Когда мы находимся в движении, зрителем становится дерево. В равной степени это неотступный свидетель нашего беспокойного бытия в форме стула, стола, двери... Затем дерево, превратившись в гроб, исчезает в земле. А когда оно превращается в пламя, оно исчезает в воздухе»
Магритт впервые упомянул о своем намерении создать набросок тушью на данный сюжет в письме своему другу и коллеге-бельгийскому художнику Андре Босмансу от 14 февраля 1962 года, написанному во время выздоровления после приступа гепатита. «Я надеюсь, что скоро смогу начать с картины, показывающей дерево на фоне листьев». На полях он нацарапал пять вариантов названия: «Préface», «La Face», «Moments musicaux», «Relique» и «L’Eloge».
Последовательно забраковав каждый из них, он, наконец, написал над рисунком окончательную версию - многозначно-многозначительную и способную навести на размышления: «Les goûts et les couleurs» («Вкусы и цвета»).
Картину, о которой идет речь в этой статье, Магритт завершил в конце февраля или начале марта 1962 года, чтобы показать только что высохшее полотно под названием Les gots et les couleurs в ежегодном салоне Шарлеруа, который открылся 10 марта. Картину приобрел Гарри Торчинер, поверенный Магритта в Америке, близкий друг, коллекционер, преданный пропагандист и летописец художника.
Всккоре художник изменил название холста, и с тех пор картина известна под нынешним названием - "Триумфальная арка". Пик этой известности пришелся на 10 июля 2020 года, когда на Christie's эта вещь ушла с молотка за 17 798 750 фунтов.
Статьи по теме:
Write a comment