Автор работы "Ариадна и Гермес", с относительно недавних пор украшающей одно из зданий монастыря Монсеррат - известный барселонский скульптор Жозеп Мария Субиракс (1927 - 2014). С работами этого мастера, даже если имя и показалось вам незнакомым, вы на самом деле уже встречались - если хотя бы раз были в Барселоне. Жозеп Мария Субиракс оформлял Фасад Страстей Саграда Фамилия - а Храм Святого Семейства, так или иначе, видели все. Вспомните общую стилистику Фасада Страстей, где, кстати, присутствует и практически аналогичное изображение лабиринта - и сразу узнаете руку ныне покойного скульптора.
Состоящий из двух частей и выполненный из травертина рельеф под названием "Ариадна и Гермес" был выполнен Субираксом еще в 1985 году по заказу Banco Sabadell и долгое время украшал атриум старой штаб-квартиры банка на Пасео де Грасиа в Барселоне.
Затем, однако, что-то "щелкнуло" в мозгу у банкиров, что-то, похоже, переменилось в их восприятии, и они решили подарить работу Субиракса самому известному святилищу Каталонии - монастырю Монсеррат.
Учитывая расположение рельефа: на единственном пути от парковки к монастырскому комплексу, на стене здания непосредственно перед магазином. Пройти мимо "Ариадны и Гермеса" в принципе невозможно, что и замечательно: лично мы является большими поклонниками творчества Субиракса, и считаем, что его работы должен увидеть каждый.
Это, кстати, далеко не единственное творение мастера на Монсеррат: мы уже рассказывали о монументальной работе Субиракса "Лестница познания"; кроме того, скульптор выполнил крест Святого Михаила, украшающий одноименную площадь, скульптуру Святого Георгия, расположенную на площади Санта-Мария, а внутри базилики Монсеррат отметился самой впечатляющей, да что там - потрясающей работой: оформлением часовни Святейшего, о которой мы обязательно еще расскажем.
Рельеф, а точнее многоуровневый контррельеф (в техника контррельефа Субиракс не знал себе равных) состоит из центральной части, где указано название, год создания, а также краткое описание правой и левой частей работы.
Левая часть, имеющая аналогичные правой размеры (2,25 х 2,10 м) посвящена, как несложно догадаться, Ариадне и содержит один из ключевых образов в творчестве Субиракса - лабиринт, символизирующий извчное одиночество человека и сложный путь его духовных исканий на пути обретения истинной веры - тот самый путь, который каждый человек непременно должен пройти один.
В лабиринте, как, опять же, несложно догадаться, находится Тесей, связанный с Арадной нитью. Нить, имеющая диагональную направленность, служит, помимо всего прочего, для создания эффекта перспективы. Над горизонтом восходит солнце, символизирующее свободу, а некоторые архитектурные элементы призваны символизировать ход истории.
Благодаря технике контррельефа, в которой выполнено лицо Ариадны, эта работа, как и многие другие подобные вещи Субиракса, обладает удивительным эффектом: лицо Ариадны, как только вы вглядитесь в него попристльней, начнет казаться вам объемным, выступающим за плоскость фона, более того: если вы прогуляетесь вдоль рельефа вправо и влево, не отводя глаз от лица Арадны, то обнаружите удивительную особенность - лицо будет, словно живое, поворачиваться вслед за вами!
Правая часть рельефа посвящена Гермесу, и здесь внимание в первую очередь привлекает разбитая на модули женская фигура - эдакая реинкарнация "Витрувианского человека" Леонардо да Винчи, сиволизирующая идеальные пропорции, гармонию и искусство в целом.
Радуга, согласно пояснениям самого маэстро Субиракса, символизирует неразрывную связь между людьми и богами, подчеркивая тем самым метафизическую сущность искусства. Отдельно следует упомянуть несколько неожиданный, на первый взгляд, элемент - водонапорную башню, которая до сих пор украшает барселонский район Побле Ноу.
Однако если мы примем во внимание, где родился Субиракс - а на свет он появился как раз в Побле Ноу - все вопросы отпадут сами собой. Башня - элемент с одной стороны ностальгический, а с другой - подыеркивающий изобретательность человеческого гения в попытках обуздать силы Природы.
Что касающихся двух змей, расположившихся на передем плане слева и имеющих довольно безобидный вид - с ними тоже вопросов не возникает. Не будем забывать: рельеф посвящен Гермесу, атрибутом которого является жезл-кадуцей с обвивающими его змеями.
Кадуцей, изначально сиволизирующий примирение и компромисс, со временем, вдобавок, стал символом не только медицины, но и коммерции - а ведь рельеф, не будем забывать, был заказан Субираксу Банком Сабадель.
Кроме того, кадуцей весьма популярен в качестве оккультного знака, символа тайного знания, доступного лищь посвященным. И это снова в точку! Большего оккультизма и "тайного знания", чем в банковском деле, пожалуй, нигде и не обнаружишь.
Одним словом, работа Субиракса "Ариадна и Гермес" хороша, талантлива и занимает место на Монсеррат по праву! Рекомендуем обязательно обратить на нее внимание - если не на пути в церковь, то хотя бы на обратном пути, когда, покинув магазин после закупки сувениров, вы направитесь к рынку сыров.
Статьи по теме:
Write a comment