"Достоевским" этого "белого человека", размещенного на постаментах из шин и воспроизведенного троекратно, называют туристы - хотя видит Бог, он не имеет ни малейшего сходства с Федором Михайловичем - за исключением, разве что, факта наличия бороды.
Внесем ясность: памятник (три памятника, являющиеся точными копиями друг друга) посвящен Жану-Луи Эрнесту Мейссонье (1815 - 1891), французскому "салонному", или академическому художнику, который ныне подзабыт, но при жизни стяжал невероятную славу и финансовый успех и, было время, даже возглавлял Национальное общество изящных искусств во Франции.
При жизни работы никакого другого художника не продавались за такие громадные деньги, как вещи Мейссонье - например, за "Кавалерийскую атаку" или "Наполеона 1-го в 1814 году" ему было заплачено по 300 000 франков - деньги, без преувеличения, фантастические!
Дали чрезвычайно ценил Мейссонье за его потрясающие технические способности живописца. Сам Дали заявлял: Мейссонье делал великолепные цветные фотографии действительности, я же создаю мгновенные снимки подсознания. В этом смысле Сальвадора Дали вполне можно назвать "Мейссонье подсознания" - и это наверняка ему безмерно польстило бы.
Здесь, во Вселенной Дали, Мейссонье призван воплощать всё академическое искусство, которым Дали с определенных пор восторгался. Не станем забывать - в том же 1979 году Дали и сам стал действительным членом Французской академии изящных исскуств.
Во-вторых, "Мейссонье на колесах" должен напомнить нам о крайне важном в жизни Сальвадора событии: грандиозной ретроспективе его работ, проходившей в Париже, в Центре Жоржа Помпиду с 18 декабря 1979 по апрель 1980. Выставка пользовалась невероятным успехом и привлекла около миллиона посетителей, чем Дали был невероятно горд и доволен.
Именно к этой выставке, в качестве элементов оформления выставочного пространства" Сальвадором Дали и был создан троекратный "Мейссонье на колесах", который после мероприятия перекочевал в Фигерас и обосновался рядом с музеем. Кстати - самая большая в мире ложка, мимо которой мы проезжали, тоже с выставки-ретроспективы Дали в Помпиду.
Сам памятник - это копия памятника Мейссонье работы француза Антонина Мерсье, установленная в городе Пуасси, мэром которого Мейсонье одно время являлся. Здесь уместно упомянуть о таком чудесном явлении, как "далинизация".
В чем ее суть: вы, Сальвадор Дали, покупаете, скажем, "Дожоконду" работы Винчи, добавляете ей усы, пару мягких часов, за спиною изображаете пару знаменитых далианских слоников на паучьих ногах - и получается "далинизированный объект", автором которого уже являетесь вы - а не какой-то там Леонардо. В своих работах Дали часто прибегал к "далинизациии" - да и только ли он?
Отдельно следует упомянуть о каменных табличках с надписями, размещенных у основания каждого из трех постаментов. Если две надписи вполне безобидны, то третья, расположенная у самого высокого "шинопостамента" гласит: "Без Гала и Дали тебя бы здесь вообще не было". Дали, как я уже сказал, обладал замечательным, хотя временами и циничным, чувством каталонского юмора, которое демонстрировал на протяжении всей своей бурной жизни.
Современное искусство представлено одним из "подарочков", которые очень любил Дали: речь идет об инсталляции "Обелиск Телевидению", которая являет собой бетонную стеллу, в которую вмонтированы электропечь и 14 телевизоров. Вся эта конструкция увенчана головой античной богигни, а голова, в свою очередь - антенной.
Эта работа является подарком австрийца Вольфа Фостеля - человека, который первым в Европе стал затевать "хеппенинги" и был в конце концов провозглашен одним из столпов "капиталистического реализма". Он также известен как первый в мире художник, создавший памятник телевизору. Как видим, занятие это пришлось ему по душе - Дали достался целый обелиск из телевизоров!
Еще один "подарочек" (и еще один телевизор) мы можем наблюдать в стеклянной витрине рядом - эта голова великана из папье-маше была поднесена Дали в дар художником Рафаэлем Дураном.
Интересно, что арка, находящаяся за инсталляцией - не что иное, как заложенная арка двери, которая вела когда-то внутрь помещения рыбного рынка, располагавшегося в здании сгоревшего театра после Гражданской войны.
И еще одна деталь, которая не сразу бросается в глаза, но о которой нужно упомянуть: поднимем очи к небу, и на фронтоне фасада, в двух каменных медальонах, сохранившихся от старого здания театра, увидим пару хорошо знакомых нам профилей, Дали и Гала, увенчанных лавровыми венками победителей. Себя и супругу на медных пластинах запечатлел маслом сам Сальвадор Дали.
Это напоминает мне те времена, когда музей только открылся, и Дали, находясь в одном из служебных помещений рядом, на том же уровне, обожал, отодвинув край портьеры, подглядывать за толпившимися у музея людьми. Вид очередей - тем более очередей, связанных с интересом к его божественной персоне, всегда наполнял Дали оранжевым теплым счастьем.
Статьи по теме:
Постоянство памяти - описание картины Сальвадора Дали
Сальвадор Дали - Ласточкин хвост и виолончель
Сальвадор Дали - интересные факты из жизни и биографии
Сальвадор Дали - картина "Великий мастурбатор"
"Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната" - картина Сальвадора Дали
Write a comment