Картина Сальвадора Дали "Возносящаяся Святая Сесилия находится в самом "грустном" для меня помещении Театра-музея - в зале "Если уж падает, так падает". Почему грустном? Да потому что именно здесь промучился 5 последних лет жизни художник.
Сейчас об этом почти ничего не напоминает - неоднократно это помещение реконструировали, причем, только на моих глазах это происходило дважды.
Единственное, что можно разглядеть - проступающие кое-где арки замурованных наглухо окон - тех самых, к которым иногда подвозили Дали, чтобы он мог выглянуть на улицу и помахать собравшимся иссохшей, словно курья лапка, рукой...
Да, так проходит слава земная... Но вернемся к картине. "Возносящаяся святая Сесилия" - картина, написанная Сальвадором Дали в... Ах, да, погодите - я обещал Вам, что к концу визита вы и сами будете замечательно разбираться, что и когда было написано.
Парящие в пространстве элементы, по форме подозрительно напоминающие носорожьи рога, присутствие святой, о чем указано уже в названии картины - догадались? Конечно же" Ведь мы уже видели и "Оносороженного троянца Фидия", и "Портрет Гала с признаками оносороживания"...
Все верно! Перед нами "ядерно-мистический" Дали, причем, уже после того, как ему был подарен носорожий рог, и рог этот прочно прописался в картинах художника, как образец идеальной формы, которую когда-либо создавала природа. Своего пика "оносороживание" достигло в 1954-55 г.г., следовательно, можно предположить, что примерно в эти годы картина и была написана.
Так предположите вы - и окажетесь совершенно правы! "Возносящаяся святая Сесилия датируется 1955-ым.
Отметим, что в любой из периодов Дали остается верен родному пейзажу, который в данном случае являет все ту же долину Ампурдан, обрамленную вдали пиренейскими кряжами, а на переднем плане можно разглядеть бастионны самой крупной в Европе, так никогда целиком не достроенной крепости Сан Фернандо, расположенной совсем рядом с Фигерасом.
Что касается образа святой Сесилии, которую в носорожьем хаосе не сразу и раглядишь - Дали уже не впервые заимствует у Рафаэля, одного из своих кумиров, образ Екатерины Александрийской. Я уже упоминал об этом на сцене музея, когда мы наблюдали в зеркало "Взрыв мистической веры в центре собора".
В своей версии Дали оставляет святой всё, кроме имени - даже цвета одежды на картине Рафаэля Санти Дали переносит на свой холст. Всегда с удовольствием повторяю, что Сальвадор Дали был человеком не только большого трудолюбия, но и энциклопедической образованности, особенно, в вопросах своего ремесла.
Что до Рафаэля - это один из главных кумиров каталонского художника, входивший в первую "пятерку" почитаемых Дали мастеров.
Статьи по теме:
Постоянство памяти - описание картины Сальвадора Дали
Сальвадор Дали - Ласточкин хвост и виолончель
Сальвадор Дали - интересные факты из жизни и биографии
Сальвадор Дали - картина "Великий мастурбатор"
"Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната" - картина Сальвадора Дали
Write a comment