Картина "Вознесение Христа" написана Сальвадором Дали в 1958-ом, хотя источником вдохновения для нее послужил сон, увиденный художником еще за восемь лет до того, в 1950-ом.
Вот как рассказывал об этом сам Дали: "… В первую очередь, в 1950-ом году, я увидел «космический сон», в котором мне предстала эта картина в цвете и которая в моём сне являлась «ядром атома».
Это ядро затем приобрело метафизический смысл, и я рассматривал это как основную составляющую Вселенной — Христа!
...Я разработал геометрические треугольник и круг, в которых «эстетически» кратко изложены все мои предыдущие опыты, и я вписал мой рисунок Христа в этот треугольник."
Как и в картине "Христос Святого Иоанна Креста", написанной в 1951-ом, Дали экспериментирует с ракурсом нашего видения Иисуса, размещая зрителя непосредственно под возносящимся телом Христа. Точно так же тело Спасителя с распростертыми руками образует треугольник, вписанный в круг, символизирующий атом.
Интересно, что внутреннаяя скульптура атома решена Дали в виде подсолнуха (солнца, символизируещего свет истинной веры - вспомните: "Бог есть свет") и перекликается с подобным же изображением в еще одной религиозной вещи художника: "Дева Мария Гваделупская", написанной в том же году и по тем же принципам.
Лик Христа, как и в большинстве религиозных картин Дали, сокрыт от зрителя, зато мы хорошо видим лицо Галы, выступающей в роли Богородицы, как жене художника не раз приходилось делать и раньше. Глаза её полны слез религиозного экстаза, а контур подбородка повторен изображением голубя - символом Святого Духа.
Конечно же, далеко не все приняли новое направление в творчестве Дали, которое сам он окрестил "ядерным мистицизмом". Да и как еще: из эротомана, фрейдиста, врага академизма, скабрезника, богохульника, воинствующего атеиста, сюрреалиста и противника всяких моральных запретов Дали в начале 50-хх обращается в примерного католика и большого почитателя наследия старых мастеров - перемена разительная и, на первый взгляд, непонятная - но только на первый взгляд.
Вот как объясняет ее сам Дали: "Взрыв атомной бомбы 6 августа 1945 года произвел во мне глобальное сейсмическое потрясение. С тех пор атом занял центральное место в моем сознании. Многие сцены, появившиеся в тот период, выражают напряженный страх, который охватывал меня всякий раз, когда я слышал о взрыве бомбы.
Я применил к анализу мира мой параноидально-критический метод. Я стремился постичь и понять скрытые силы и законы вещей с тем, чтобы подчинить их моей власти. Блестящее вдохновение подсказало мне, что в моем распоряжении имеется необычайное оружие, способное помочь проникнуть в самую суть реальности: мистицизм - иными словами, глубокое интуитивное знание всего сущего, непосредственное сообщение обо всем, абсолютное видение милостью правды, милостью Божией!..
В таком напряженно-пророческом состоянии я неожиданно понял, что средства живописного выражения достигли наибольшего совершенства и наибольшей выразительности в период Ренессанса, а декаданс современной живописи является следствием скептицизма и отсутствия веры..."
Как видно из приведенного выше текста, Дали очень четко и последовательно определяет три осноных источника своего нового вдохновения:
1) достижения современной науки - прежде всего, ядерной физики
2) искусство мастеров Ренессанса
3) испанский религиозный мистицизм, то есть, католическую веру в самом истовом своем проявлении
Справедливости ради отметим, что Сальвадор Дали оставался верен новым принципам вплоть до конца шестидесятых, и многие из работ, созданных им в этот период по праву могут быть названы выдающимися шедеврами.
Статьи по теме:
Кадакес, Порт-Льигат и мыс Креус - экскурсия
Театр-музей Дали в Фигерасе и Порт-Льигат
Write a comment