Картина "На пороге вечности", известная также под названием "У врат вечности", была написана Винсентом Ван Гогом в апреле-мае 1890 года в Сен-Реми-де-Прованс на основе собственной литографии, выполненной по меньшей мере восемью годами ранее.
Ван Гог завершил работу над картиной в начале мая, после того, как стал понемногу оправляться после тяжелейшего рецидива, приключившегося с его здоровьем незадолго до того.
Таймер обратного отсчета в те дни бежал все быстрее - Винсенту оставалось всего два месяца до смерти, точнее - до самоубийства, приведшего к этому трагическому финалу.
Литография, послужившая основой для картины "На пороге вечности", в свою очередь, была основана на карандашном рисунке "Изможденный" - одном из серии набросков пенсионера и ветерана войны Адриана Якоба Зайдерланда, выполненных Ван Гогом в 1882 году в одной богадельне в Гааге.
Вдохновением для рисунка, по видимому, послужила работа Хьюберта фон Херкомера "Воскресный день в госпитале Челси" - чрезвычайно популярная гравюра, изображающая упавшего замертво ветерана войны.
Ван Гог писал: "Сегодня и вчера я нарисовал две фигуры старика, опустившего локти на колени и обхватившего голову руками. Я сохраню рисунок, как делаю это всегда - потому что завтра, возможно, у меня получится лучше. Возможно даже. что на основе его я сделаю литографию. Какое прекрасное все-таки зрелищ - этот старый рабочий в своем заплатанном костюме, с лысой головой. ”
Первая попытка Ван Гога создать литографию последовала всего два дня спустя. Он написал:
"Мне кажется, что художник обязательно должен выражать в своей работе какую-нибудь идею. Я пытался сделать это в гравюре - но так отчетливо, так красиво и ярко, как в реальности, у меня, увы, не получилось...
Вышло лишь тусклое отражение в мутном зеркалея не могу сказать это так красиво, так ярко, как реальность, которой это лишь тусклое отражение, увиденное в темном зеркале, - а между тем, это зрелище кажется мне одним из самых сильных доказательств "чего-то высшего", в которое верил Милле, а именно - в существоваание Бога и Вечности.
Это ощущение Бога и Вечности здесь - в этом старике, тихо сидящем у своего жалкого очага - а он и сам не подозревает об этом. Есть в этой картине что-то бесценное, высокое, благородное, не предназначенное для червей.
Я вовсе не занимаюсь теологие, но лишь констатирую факт, в котором убежден наверное: у самого бедного дровосека, фермера или шахтера есть это чувство - близости большого вечного дома, к которому он как никогда близок...."
Строки эти кажутся непривычно проникновенными для Ван Гога, отношения которого с Церковью, как мы знаем, не сложились. Однако ближе к концу жизни, думается, Ван Гог все реже ставил знак равенства между Церковью и Богом, и потому, чуть позже, напсал относительно этой литографии и двух других, на которых изображен этот старик, читающий Библию и возносящий молитву:
"Мое намерение во всех трех работах было одним, а именно - выразить особое настроение Рождества и Нового года. ... Оставляя в стороне вопросы стиля и формы - это чувства, понятные каждому, если они являются искренними.
Со своей стороны и полностью эти чувства разделяю, более того, чувствую в них потребность, как и веру в то, что там, наверху, что-то есть - пусть я не берусь даже предположить, что именно."
Как видно, в свои последние, убегающие стремительно недели, дни и часы, Ван Гог постоянно думал о Боге и Вечности - и потому избранная им тема для картины была далеко не случайна.
Статьи по теме:
Write a comment