17 августа - пятая годовщина теракта в Барселоне. Прошло пять лет с тех пор, как в Барселоне и Камбрильсе в результате жестокого нападения джихадистов погибли 16 человек и еще 130 получили ранения. Трагедия произошла в особенно неспокойный для Каталонии год, когда процесс независимости достиг своего пика.
Однако ни политические бури, ни теории заговора о 17А, которые разжигает часть сепаратистов, пока не смогли запятнать проявления гражданской солидарности, продемонстрированные в тот день. Таким его вспоминают те, кто в часы сразу после расправы оказывал первую эмоциональную помощь семьям погибших.
«Была солидарная реакция всех граждан перед лицом небывалого варварства. Об этом нужно напоминать», — объясняет Global Chronicle социальный работник Лаура Морро, член команды госпиталя дель Мар, ближайшей к улице Рамблас, где джихадисты совершили массовые беспорядки. Аналогичное внимание было и в других медицинских центрах.
В 2017 году в этом центре не было службы экстренной социальной помощи — позже все изменилось, в том числе способ подготовки протоколов в случаях стихийных бедствий, нападений или аварий с многочисленными пострадавшими, — но когда Морро увидела по телевизору, что фургон террориста переехал многочисленных людей в центре города, она, не колеблясь, в течение двух минут отправилась в госпиталь дель Мар, где четыре социальных работника сформировали группу психосоциальной помощи для оказания помощи семьям жертв.
«22 раненых прибыли в центр. Тут же стали прибывать не только родственники погибших, но и люди, которые не смогли найти родных после терактов. Многие были в отчаянии», — говорит Морро.
Около 20:00, когда с момента трагедии не прошло и трех часов, многочисленные горожане, которые предложили сдать кровь, отдать жилье родственникам или оказать какую-либо помощь, двинулись в Госпиталь дель Мар. «Трагедия показала не только ужасную, но и светлую сторону людей, — говорит Морро.
Ночью команда социальных работников присоединилась к Красному Кресту в общем аппарате, к которому уже на рассвете присоединились специалисты, назначенные Министерством внутренних дел, сформировав многопрофильную команду.
Сильно ли отличается психосоциальная помощь при нападении и при стихийных бедствиях или массовых авариях? «Технически ничего не меняется. В Официальном колледже социальной работы Каталонии (TSCAT) есть отделение неотложной помощи, мы готовы к этому при любом кризисе, болезни, несчастном случае… Но то, что произошло на 17А, по логике вещей, было на другом уровне», — добавляет Лаура Морро.
Цель состоит в том, чтобы предоставить семьям «безопасное место, скрытое от посторонних глаз, где они будут спокойны. Место, где можно поплакать, где можно взорваться… Первые моменты всегда хаотичны, они ищут информацию. Они не знают, что произошло. Мы сопровождаем их, оказываем эмоциональную первую помощь, без давления».
Бывают случаи, когда жертвы просят тишины. В других - человека, с которым можно поговорить или довериться. Зарядка мобильного телефона, такая простая вещь, стала жизненно важной в те часы после трагедии.
Трагедия, которая навсегда изменила протоколы психосоциальной помощи в Каталонии. До этого работа социальных работников в сфере здравоохранения была не очень заметна, но «17А послужила для того, чтобы Администрации осознали, что в протоколах о ситуациях с множественными пострадавшими необходимо иметь опыт социальных работников, т.к. мы специализируемся. После той атаки и пандемии Covid наш вклад есть во всех протоколах действий».
I Конгресс по психосоциальному вмешательству в чрезвычайных ситуациях будет посвящен обмену опытом в данной сфере и пройдет в Барселоне с 16 по 18 ноября. В сессиях, организованных TSCAT, примут участие международные эксперты, в том числе социальные работники, трудившиеся и приобретавшие опыт после извержения вулкана Ла-Пальма.
Write a comment