Картина "Атмосферный стул" была написана Сальвадором Дали в 1933 году. В наши дни этот чудесный образчик сюрреалистического мастерства Дали (18,1 х 13,8 см; доска, масло) находится в Институте искусств Чикаго, куда он поступил в качестве дара от Фрэнка Хубачека, купившего в свое время "Атмосферный стул" у Мэри Рейнольдс.
И технически, и стилистически, и сюжетно, и размерно картина "Атмосферный стул" является предшественницей двух вещей Сальвадора Дали, написанных годом позже: "Атмосферный череп, подвергающий содомскому греху рояль" и "Череп с лирическим придатком, опирающийся на ночной столик, имеющий температуру гнезда кардинала".
Все три вещи являются миниаютрными, все написаны на дереве, все объединены общим пейзажем (конечно же, это окрестности Порт-Льигата, где находилась и находится по сей день резиденция Сальвадора Дали) и все объединены схожим сюжетом: один из "атмосферных" - то есть, соткавшихся из воздуха, или, иными словами, рожденных воображением - объектов, наделенных антропоморфными свойствами, проявляет агрессивную сексуальную активность в отношении другого.
В обеих картинах 1934 г. "агрессором" выступает череп, в данной работе - стул, который, что называется, совершенно "пошел в разнос" и уже не в силах сдерживать своих первобытных побуждений...
Всё это может показаться весьма странным - и, судя по реакции публики на вышеозначенные работы" в ходе американской выставки 1934, публика именно так их и воспринимала - как умопомрачительные кульбиты неуемной и болезненной фантазии каталонского художника.
Тем не менее, у всякой, даже самой безудержной, фантазии обязательно есть первоисточник, отправная точка, уходящая корнями в реальность. В нашем случае, такой "отправной точкой" для сюжета всех трех картин послужили взаимоотношения Сальвадора Дали и Федерико Гарсиа Лорки - так в свое время утверждал Рафаэль Сантом Тороэлья, художественный критик, на протяжении десятилетий близко знавший Дали.
Лорка, как известно, "любил Дали, но странною любовью": поэт испытывал к художнику не только дружеские, но и любовные чувства, и даже, как известно, пытался физически овладеть Сальвдором - чего, к счастью, не случилось.
Эта попытка "лишить Дали невинности" (единственный раз, когда Лорка потерял голову и зашел слишком далеко, в чем впоследствии искренне раскаивался) имела место как раз в местах, фигурирующих в картине в качестве пейзажа - то есть, в декорациях Порт-Льигата и расположенного рядом мыса Креус (Каталония) - так что версия Тороэльи по поводу сюжета и смысла картины представляется нам вполне обоснованной и правдоподобной.
Совершенно очевидно, что Дали, окончательно потерявший связь со своим лучшим и единственным другом после того, как в жизни его возникла Гала (1929), в мыслях возвращался к Федерико постоянно - что самым естественным образом отражалось в работах каталонца.
Единственная встреча Дали с Лоркой после разлуки, длившейся несколько лет, состоялась 28 сентября 1935, и - стала потрясением для обоих. Оказывается, дружба никуда не исчезала. Все чувства вернулись вновь - и, похоже, даже с большей силой!
Во всяком случае, в интервью вскоре после этой встречи Федерико только и говорил, что о Дали. "Мы близнецы душой. И вот вам доказательство: семь лет мы не видели друг друга, но находим согласие буквально во всем, будто бы никогда не прерывали наших бесед. Сальвадор Дали - гений!"
Больше им не суждено было увидеться - никогда. В 1936-ом, за три дня до начала Гражданской войны, Лорка выехал из Мадрида в Гранаду, чтобы повидаться перед отъездом в Мексику с родными. Выехал, хотя многие пытались отговорить его от этой безрассудной поездки: симпатии Лорки к Республике были общеизвестны, а на юге как раз были сильны позиции правых. Дальнейшие события разворачивались трагически и быстро. Судьба, пряча глаза, взяла Федерико за руку и повела его в гости к Смерти.
16-го августа Лорка был арестован франкистами, а тремя сутками позже, вместе с другими пленниками, без суда и следствия - расстрелян и сброшен в овраг, ставший для несчастных общей могилой. Так, в невообразимых мучениях, оборвалась жизнь величайшего поэта Испании.
Впрочем, все это было позже. А тогда, в 1933-ем, Дали тосковал по своему другу и писал странные картины - которые, при ближайшем рассмотрении, выглядят, как видим, вовсе не странными.
Статьи по теме:
Гала и Дали - история знакомства
Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе
Write a comment