Картина "Средний бюрократ" была написана Сальвадором Дали в 1930-ом году, и, хотя ничто, включая название, не свидетельствует об этом прямо, посвящена отцу художника, Сальвадору Дали-и-Куси, который как раз в том году изгнал сына из дому за связь с замужней женщиной - Галой.
Это изгнание вылилось в семейный конфликт, который, невизрая на редкие и довольно формальные попытки примирения, так и не был никогда преодолен.
1930-ый, когда написана картина "Средний бюрократ" - самый тяжелый для нашего Сальвадора год. Ему приходится буквально выживать - без денег, твердого заработка, семейной поддержки и, вдобавок, с "целой женщиной" на руках - причем, женщиной, привыкшей к определенному уровню жизни!
Во всех своих тяготах и невзгодах Дали, естественно, винит своего отца и часто пишет его в наиболее ненавистном художнику образе - в образе Бюрократа. Как и всякий приличный сюрреалист, Дали испытывал естественное отвращение к любым и всяческим бюрократам - типичным представителям прогнившего насквозь буржуазного мира, мира эксплуататоров и капиталистов, который сюрреалисты, обожествлявшие в то время Ленина, всячески презирали.
Это ненависть к бездушным чиновникам-бюрократам была свойственна Дали еще в годы студенчества, за что, как известно, его даже отчисляли на год из Академии изящных искусств Сан-Фернандо. Отец, Сальвадора, как известно, был нотариус, занимавшимся земельными сделками, а следовательно - буржуем и бюрократом.
две аккуратных полости в голове Бюрократа подчеркивают пустоту его черепа. Вместа мозга, которому полагается быть там, Дали помещает в эти полости крохотные ракушки и гальку. Кроме того, художник начисто лишает своего Бюрократа уха, намекая на его абсолютную неспособность внять к чьим-либо просьбам. Бюрократ - это глухая и слепая бездушная машина породившей и вскормившей его системы - именно поэтому, кстати, мы ни видим и глаз персонажа.
Глаза, как известно - "зеркало души", а о какой душе у Бюрократа может идти речь? И о какой душе может идти речь у отца Дали, свыгнавшего сына на улицу и предрекшего ему голодную смерть под забором? Однако даже в апогее смертельно распри с отцом Сальвадор Дали не может забыть, как хорошо им, сынци отцу, было когда-то вдвоем.
Крохотная и типичная для работ Дали разных лет парочка: мужчина и ребенок, которого он держит за руку, вовсе не случпайно пристутствуют слева от черепа Бюрократа - едва различимые в восковом и глянцевом пространстве картины.
Интересно также отметить угрожающую тень, занимающую нижнюю правую четверть картины. Сальвадор Дали объяснял, что это тень от крышки огромного рояля, призванная возбудить в зрителе чувство тревоги. Рояль имеет непосредственное отношение к детству художника.
Дали были дружны с богатым и творческим семейством Пичотов, которые могли вынести рояль и устроить прекрасный концерт прямо на скалах Кадакеса, либо, погрузив его на большую лодку, выехать прямо на середину бухты и концертировать там при луне.
Эта тень нависшей беды, в которую Дали превращает детское вопоминание, совсем не случайно. "В уголке каждого счастья есть притаившаяся слеза, которая рано или поздно прольется" - написал я как-то водной из своих книг. Смысл далианрской тени абсолютно такой же: уже там, в частливом детстве Дали, вызревали зерна будущего конфликта, который сделал Сальвадора Дали и его отца непримиримыми врагами на всю жизнь.
Статьи по теме:
Write a comment