Картина "Обычный языческий пейзаж" написана Сальвадором Дали в Италии в 1937-ом. Напомним: в Испании бушевала Гражданская война, и художник, открыто заявлявший о своей полнейшей аполитичности и справедливо полагавший, что в братоубийственной бойне, затеянной политиками, ему-то уж точно делать нечего, предпочел ужасам и непредсказуемым бедствиям войны жизнь мирной (пока еще) Италии.
Это, пусть и временное, итальянское "спокойствие" хорошо ощутимо в "Обычном языческом пейзаже" - здесь почти так же много солнца, как и в прекрасных работах первой половины 30-хх.
Напомним, вскоре холсты Дали "заугрюмеют" и, по мере того, как политическая ситуация в Европе и мире будет делаться всё более напряженной, приобретут почти черный цвет (см. "Имперские фиалки").
Но это будет позже, а пока - прекрасная солнечная Италия, растущая известность, возможность изучать с расстояния вытянутой руки великие шедевры мастеров, которыми он восхищался с юности... Пока - собственные картины, над которыми Дали работает с привычной и неизменной одержимостью...
Пока - абсолютный апогей его поклонения Фрейду, которого Дали называет своим отцом и на трудах которого выстраивает собственную творческую концепцию под названием "параноико-критический метод".
Кстати, в антропоморфных формах скал, которые можно с одинаковой дорлей вероятности счесть как каталонскими, так и тосканскими, легко угаывается изображение "могучего старика" Фрейда - стоит лишь приглядеться чуть пристальнее.
Поискав, мы обнаружим на залитом золотистым светом пространстве холста и другие фетиши художника той поры: сидящую врастопырку грузную пожилую даму (воплощающую одновременно и нянюшку Сальвадора - Лусию, и как ни странно, Адольфа Гитлера); и фигурку ребенка рядом с ней - уже не раз виденный нами сегодня в музее автопортрет художника...
Отметим, в "Языческом пейзаже" этот вариант автопортрета - не единственный: еще один угадывается в фигуре одного из двух денди, беседующих рядом с гигантским валуном, который при более тщательном рассмотрении оказывается головой "великого и ужасного" Зигмунда Фрейда, с которым Дали годом позже сможет встретиться лично, воплотив, наконец, в жизнь свою заветеную мечту...
И, наконец, "третий Дали" в пространстве картины присутствует на переднем плане слева, в образе грациозно-поджарого молодого человека в красном головном уборе, сидящего и "думающего думу". Мысль, явно порожденная им в мучительных усилиях (творческих муках) предусмотрительно визуализирована художником в виде темноватого облака.
Что до красного берета - это, можно не сомневаться, национальный головной убор каталонцев под названием "барретина" : знак уже охватившей Сальвадора Дали ностальгии по временно утраченной каталонской родине.
В картине "Обычный языческий пейзаж" много неба, много солнца, и, подобно многим работам тридцатых - одно особенно насыщенное цветом облако, рождающее ощущение плотного объема и вызывающиее подспудное ощущение тревоги.
В картине много тщательно выписанных деталей, в совокупности порождающих то странное ощущение "нереальной реальности", за которое, собственно, мы и любим работы Дали.
В настоящий момент картиной "Обычный языческий пейзаж" можно полюбоваться в Театре-музее Дали в Фигерасе, в Зале Оптических Иллюзий.
Статьи по теме:
Фигура и драпировка на фоне пейзажа
В поисках четвертого измерения
Write a comment