"Больной Вакх" (Bacchino Malato - итал.) - ранний автопортрет художника эпохи барокко Микеланджело Меризи да Караваджо, датируемый 1593–1594 гг. и находящийся в наши дни в галерее Боргезе в Риме.
По словам первого биографа Караваджо, Джованни Бальоне, Караваджо создал этот автопортрет с помощью зеркала.
Картина написана в первые годы пребывания Караваджо в Риме после его приезда из родного Милана в середине 1592 года.
Следует отметить: гораздо раньше, чем талант Караваджо получил широкое признание, его уже знал весь Рим, но с другой, темной стороны натуры художника: как неисправимого скандалиста, задиру, драчуна и забияку, обладавшего невероятно вспыльчивым и агрессивным характером.
Во хмелю Караваджо бывал особенно буен - а пил юный художник регулярно. Кроме того, алкоголь пробуждал мстительные качества его натуры. Весь Рим знал, что к Караваджо нельзя поворачиваться спиной: стоило оппоненту Караваджо показать художнику свой тыл, и у Караваджо срабатывал инстинкт, свойственный многим хищникам - он тут же набрасывался на недруга с намерением если не убить его, то по крайней мере покалечить, из-за чего регулярно имел проблемы с законом.
Но разве можно, скажите, вообразить всё это при виде миловидного и крайне обаятельного юноши с трогательной и слегка виноватой улыбкой, который смотрит на нас с картины "Больной Вакх"? Конечно же, нет - а между тем, монстр с криминальными наклонностями и этот юноша - одно и то же лицо, то есть, Караваджо.
Откуда же эта робость, откуда кротость и виноватость во взгляде, откуда нездоровй цвет кожи и милая улыбка, из-за которой так и хочется похлопать юношу Вакха по плечу и сказать ему что-нибудь теплое и ободряющее? Причиной тому - длительная болезнь, которую художник перенес незадолго до написания картины.
Биографические источники за этот период свидетельствуют о том, что однажды художник сильно заболел и провел шесть месяцев в больнице Санта-Мария-делла-Консолазионе.
Согласно статье 2009 года, опубликованной в американском медицинском издании Clinical Infectious Diseases, картина "Больной Вакх" указывает на то, что физическое недомогание Караваджо, вероятно, было связано с малярией, поскольку желтый оттенок кожи и глаз указываетт на активное заболевание печени, вызывающее высокий уровень билирубина.
По словам Паоло Замбони, специалиста по сосудистой хирургии из Университета Феррары, очевидные признаки анемии, коричневатости кожи и черного акантоза позволяют однозначно предположить у Караваджо-Вакха наличие болезни Аддисона, поражающей надпочечники.
"Больной Вакх" входил в число многих произведений, составлявших коллекцию Джузеппе Чезари, одного из первых заказчиков Караваджо. Этой коллекцией в 1607 году завладел коллекционер произведений искусства кардинал Сципионе Боргезе, получивший вместе с "Больным Вакхом" картины "Мальчик, чистящий фрукты" и "Мальчик с корзиной фруктов".
Очевидно, что картина "Больной Вакх" была написана Караваджо с целью самопродвижения: полотно демонстрирует виртуозное владение жанрами портрета и натюрморта, намекая также на умение следовать канонам своих великих предшественников. Так, например, портреты в три четверти являлись самой хаарактерной чертой эпохи Позднего Возрождения, и Караваджо, изобразив себя таким образом, демонстрирует своим потенциальным заказчикам умение писать в разных стилях и направлениях.
Однако такой степени реализма, какую демонстрирует в "Больном Вакхе" Караваджо, и настолько реального ощущения страдания, которое, испытывает персонаж, до Караваджо не достигал никто - и поэтому Микеланджело Меризи да Караваджо велик!
Write a comment