Вакх - Караваджо

Вакх - Караваджо (1596)

Вакх (ок. 1596 г.) - картина маслом итальянского мастера эпохи барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610), выполненная по заказу покровителя художника - кардинала Дель Монте.

 

На картине изображен молодой Вакх с виноградными листьями в волосах, вальяжно, и чего уж скрывать, эротично раскинувшийся на подушках и лениво перебирающий пухлыми пальцами черный шнур своего халата. 

 

На каменном столе перед ним стоит ваза с фруктами и большой графин с красным вином. Вакх - эдакая смесь юности и красоты с глубокой и осознанной порочностью - протягивает в сторону смотрящего неглубокий кубок того же вина, приглашая зрителя присоединиться к нему. Картина в настоящее время хранится в галерее Уффици во Флоренции.

Вакх, также известный как Дионис, был греческим богом виноградарства и виноделия, опьянения, плодородия, вдохновения, религиозного экстаза и театра. Вакх известен своим радушием и добротой к тем, кто восхищается им, и в то же время жестокой мстительностью и злыми шутками по отношению в своим врагам.

Сцены из греческой мифологии часто встречались в личных помещениях аристократов. Классические сюжеты использовались для отображения интересов самих представителей знати. Если, к примеру, в 16 веке вы были маркизом, и на стене вашего кабинета висел "Вакх" - всякий гость, оказываясь в вашем логове, понимал: здесь любят хорошо выпить и гульнуть на всю катушку! И гость радостно, потирал руки, готовясь вместе с вами предаться пороку пьянства и разгула.

Караваджо, следует отметить, в картине "Вакх" изобразил не только младшего древнегреческого бога, но и миловидного юношу, одетого как Вакх. "Вакх" - откровенно чувственная вещь,  явно предлагающая зрителю подчиниться своим плотским желаниям. Юноша молод, красив, упитан - однако под слоем жира просматривается внушительная мускулатура.

Одеяние Вакха, едва скрывающее телеса, также говорит само за себя - в той же степени, что и многозначительно-зазывный взгляд юнца. Юноша-Вакх словно говорит тому, для кого предназначалась эта картина: "Ну, давай, брат, накатим еще по бокальчику - и в постель!"

Эротизм гомосексуального свойства, явно ощущаемый в картине, мог быть отражением собственных романтических чувств Караваджо к юноше, который позировал для картины. В шестнадцатом веке гомосексуальные отношения с юнцами не осуждались. Многие покровители Караваджо и его коллеги-художники закрывали глаза на его поведение и продолжали поддерживать его творчество. 

Моделью для Вакха на самом деле мог послужить ученик и  (возможно) возлюбленный Караваджо Марио Миннити, которого художник использовал в качестве модели в картинах «Музыканты», «Мальчик с корзиной фруктов», «Гадалка», «Лютнист» и «Призвание святого Матфея». Неоднократно высказывалось предположение, что отношения Караваджо и Миннити носили сексуальный характер.

Впрочем, гомосексуальные пристрастия Караваджо - лишь гипотеза некоторой части искусствоведов. 

Историк искусства Дональд Познер считал, что гомоэротизм в картине на самом деле намекает на определенные пристрастия покровителя Караваджо -  кардинала Дель Монте, отнюдь не чуравшегося отношений с мролоденькими мальчиками, входившими в его окружение. Впрочем, и здесь можно ограничиваться лишь предположениями - хотя какая-то из озвученных выше версий все-таки верна - сомневаться в этом не приходится. 

Следует отметить тщательно проработанный натюрморт, который привлекает ровно столько же внимания, сколько и сам Вакх. Интересно, что большинство фруктов находятся с гниющем состоянии - что, безусловно, олицетворяет краткосрочность и бренность земного бытия, которое неизбежно закончится смертью.

Юность и красота быстро пройдут - остается только старение, болезни, могила, тлен и прах. Так давайте же пользоваться всеми радостями жизни, пока мы молоды! Давайте же брать от жизни всё прямо сегодня, здесь и сейчас - иначе завтра будет поздно! 

Необходимо упомянуть и высочайший градус натурализма, свойственный этой работе - чего стоят одни лишь грязные ногти юноши-Вакха! 

"Вакх" был написан вскоре после того, как Караваджо присоединился к дому своего первого важного покровителя, кардинала Дель Монте, и отражает, как мы уже сказали, гуманистические, гедонистические и половые интересы образованного круга кардинала. Караваджо переехал в Палаццо Мадама, принадлежавший Дель Монте, в 1596 году и оставался гостем кардинала в течение пяти лет. 

Дель Монте страстно увлекался искусством и попросил у Караваджо несколько картин, включая знаменитую "Медузу". Кардинал был поклонником классической греческой мифологии и использовал аллегорические образы, чтобы подчеркнуть свои познания в искусстве, музыке и театре. И "Вакх", и "Медуз"а были подарены кардиналом семье Медичи и с тех пор остаются во Флоренции. Ранняя поддержка и руководство Дель Монте принесли Караваджо богатство и признание, которые, впрочем, не пошли художнику впрок.

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали

Write a comment

Comments: 0