У картины бельгийского художника Рене Магритта "Балкон" (1950) долгая и славная предыстория. Все началось в далекой Испании, где в свое время жил и работал "великий и страшный" Франсиско Гойя. Именно Гойе принадлежит первоисточник - картина "Махи на балконе", написанная Гойей между 1808 - 1814 годами.
Гойя "Махи на балконе" (1808 - 1814)
На картине Гойи изображены две хорошо одетые женщины - «махи», красивые молодые испанские проститутки в изысканной одежде, включая кружевные мантильи. Девицы сидят за балюстрадой балкона, а сзади в тени, почти неразличимые, стоят двое мужчин, один из которых, вероятнее всего, является сутенером, а другой - клиентом, хотя физиономии у обоих в одинаковой степени мерзкие.
Гойя, как видим, мастерски выстраивает контраст между светлыми цветами, в которых изображены женщиы с их богато украшенной одеждой на переднем плане - и простой тяжелой одеждой мужчин, скрывающихся в глубине изображения, чьи темные шляпы и плащи делают идентификацию их сомнительных личностей практически невозможной.
Картина, вероятно, была написана для собственного удовольствия художника, возможно, для украшения собственного дома. Оригинал "Мах на балконе" входил в число восьми картин, проданных сыном Гойи Хавьером Гойей барону Исидору Джастину Северину Тейлору в 1836 году. Двумя годами позже картна была выставлена в Лувре в испанской галерее Луи Филиппа, где находилась с 1838 по 1848 год.
Именно в это время ее увидел Эдуард Мане, впоследствии написавший картину "Балкон" (1868), источником для которой послужили "Махи на балконе" Гойи.
Эдуард Мане. "Балкон" (1868)
Картина Мане, следует отметить, была практически без возражений принята жюри Парижского салона - что в карьере строптивого Эдуарда случалось не так уж часто. Возможно, причина этой "покладистости" жюри заключалась в выборе моделей: Мане хотя бы на время перестал изображать "всякий сброд и наглых распутных девиц", в чем не без оснований упрекали его критики, и оборотил свою талантливую кисть в сторону вполне "приличной" публики.
В частности, для картины "Балкон" Эдуарду Мане позировали: художница Берта Моризо (сидящая слева девушка с острыми чертами лица), скрипачка Фанни Клаус (стоит справа, мягким выражением своего невнятного лица напоминая овечку), художник Антуан Гийоме (разнаряженный в пух и прах и явно гордящийся собой мужчина с грудью колесом), и, наконец, приемный сын Эдуарда Мане Леон Леенхофф, едва различимый в темноте комнаты на заднем плане - и посему интереса для нас не представляющий.
А потом пришел Рене Магритт - и закатал всех в гробы! Художник, обладавший не только способностью парадоксального мышления, но и довольно сильным чувством черного юмора, решил поиграть со значением слова "перспектива", которое в живописи и в жизни означает не совсем одно и то же. В жизни, так уж повелось, перспектива у всех одна - когда придет время, поселиться в гробу - в последнем земном жилище, путь откуда лежит в небытие - или, возможно, в вечность.
Магритт уже шутил на эту тему, написав замечательную картину "Перспектива мадам Рекамье", где точно так же обрисовал неизбежное будущее одной знатой паржиской дамы, изображенной в свое время Луи-Давидом.
Статьи по теме:
Шестнадцатое сентября - картина Магритта
Урожайный месяц - Рене Магритт
Write a comment