Картина "Балерина в голове смерти" (или балерина в черепе) была написана Сальвадором Дали в 1939-ом году и в данный момент находится в коллекции Merz. Интересно, что это небольшая, но крайне жуткая вещь (24,8 Х 20 см) подписана самим Дали с указанием даты "1932", хотя доподлинно известно, что картина написана именно в 1939-ом.
Персонажи, имеющие отношение к сцене в целом и к балету в частности стали появляться в работах Дали с 1939-го, когда на вилле Коко Шанель в Рокабрюне художник познакомился с Л. Ф. Мясиным, руководившим Русским балетом Монте-Карло, с которым впоследствии работал над тремя балетами, увидевшими свет в США:
1939: "Вакханалия" (на музыку Вагнера)
1941: "Лабиринт" (на музыку Шуберта)
1944: "Безумный Тристан" (на музыку Вагнера в аранжировке И. Г. Бутникова)
Балерина в голове смерти - типичное произведение Сальвадора Дали, созданное им в соответствии с собственным "параноидально-критическим методом". Напомним: паранойя - психическое заболевание, при котором мозг больного способен устанавливать логические связи между предметами и явлениями, никакой связи между собой не имеющими.
В некотором смысле паранойю можно назвать системным, прекрасно организованным бредом, чем она, собственно, и отличается от других ментальных хворей.
Точно такой же попыткой систематизировать бессознательное и был "параноидально-критический метод Сальвадора Дали" - "спонтанный метод иррационального знания, основанный на интерпретационно-критической ассоциации бредовых фноменов, всякий из которых включается во всеобъемлющую системную структуру и становится объективным лишь после критического вмешательнства a posteriori."
Звучит красиво, хотя суть своего метода, как признавался Дали, он до конца не понимал и сам, зато, и это несомненно, метод работал. Главное в "методе" Дали - это накопление навязчивых идей и образов, их "систематизация" и закрепление за каждым из них определенного смысла (смыслов), благодаря чему и образовался, в конце концов, персональный живописный язык маэстро Дали.
В работах Дали конца 30-хх начала 40-хх череп появится далеко не один раз, и самое знаменитое "явление" произойдет в картине "Лицо войны" - так что можно предположить, что череп для Дали в этот период ассоциировался в первую очередь с военными действиями и смертью, которую щедрой рукой сеяла вокруг себя война.
Балет же - искусство необычайной красоты и хрупкости - находится на прямо противоположном конце шкалы человеческих ценностей - и потому эта антитеза: красоты и смерти, получилась у Дали особенно действенной.
Статьи по теме:
300 лучших картин Дали - описание и анализ
Авторский путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали
Write a comment