Конный портрет принца Бальтазара Карлоса был написан Веласкесом приблизительно в 1634 - 1635 г.г. и предназначался для размещения между конными портретами его родителей, над дверью на одной из меньших сторон Зала Королевств.
Это крупномасштабная вещь (211,5 х 177 см, холст, масло), и, должен сказать - одна из самых красивых картин, виденных мною за жизнь. Гармония и насыщенность цвета в "Конном портрете Бальтазара Карлоса", когда видишь эту картину вживую, заставляют открыть рот от восхищения, да так в этом состоянии и застыть, минут эдак не десять, если не все пятнадцать.
Поэтому, будете в музее Прадо в Мадриде, где находится "Конный портрет Бальтазара Карлоса" - ни в коем случае не пройдите мимо!
Первоначальное размещение портрета в Зале Королевств было напрямую связано с династической преемственностью, которая на тот момент целиком и полностью была полностью сосредоточена в хрупком белокуром мальчике со следами вырождения на лице - Бальтазар Карлос являлся единственнм сыном испанского короля Филиппа и его первой супруги Изабеллы Бурбонской - и, соответственно, единственным наследником престола.
Забегая вперед, скажем: возложенных на него надежд Бальтазар Карлос не оправдал. В 1646 году во время путешествия он внезапно заболел и скоропостижно скончался (как считают сегодня, от перитонита), и смерть стала не только горем для венценосных родителей, но и породила серьезный династический кризис. Впрочем, в 1634 году о таком трагическом сценарии еще никто не подозревал.
Бальтазар Карлос, родившийся в 1629 году и которому к тому времени будет около шести лет, изображен во многом так же, как и его отец и дед, то есть на лошади (точнее, маленькой, безобразно толстой лошадке), с военными знаками отличия, указывающими на то, что Бальтазара сызмальства будут готовить к роли верховного главнокомандующего всех вооруженных сил Испании - эту должность испанские короли носят до сих пор, хотя в наши дни она является формальностью еще больше, чем прежде.
Высота, на которой предполагалось разместить картину, оправдывает некоторые особенности перспективы, которые прежде всего проявляются в изображении животного, которое "с уровня пола" воспринимается как однозначно искаженное - если не знать этих тонкостей.
Как и в других портретах серии, местность, на фоне которой изображен принц, напрямую свидетельствует о том, что Веласкес, человек совершенно "придворный", прекрасно знаком с географией реального пейзажа. В данном случае Бальтазар Карлос скачет на своей маленькой упитанной лошадке в одном из районов северной оконечности гор Пардо, что легко определяется линией гор на заднем плане.
Слева находится гора Сьерра-дель-Ойо, а справа, после холма, который защищает Мансанарес-эль-Реаль на юге, фрагмент Сьерра-дель-Гуадаррама с Малисиосой и Кабесой-де-Йерро в качестве наиболее заметных точек. Нежная зелень растительности и белая снежная линия, венчающая вершины, ппозволяют установить, что портрет написан в начале весны.
В отличие от других портретов в Зале Королевств, стиль напиания этого крупного холста полностью однороден и убедительно демонстрирует, что Веласкес был не только великолепным портретистом, но и владел беспрецедентным мастерствов изображения пейзажа. Его способ восприятия и изображения пейзажа полностью оригинален, и в европейской живописи того времени нет ничего, что можно было бы идентифицировать как источник.
Пейзаж в "Конном портрете Бальтазара Карлоса" отнюдь не является просто фоном или аккомпанементом картины, но в значительной степени обуславливает ее общий эффект. Веласкес построил его как два больших различных по цвету поля, избегая ненужных мелких деталей, которые в данном случае были бы отвлекающими. В нижней части зеленые и коричневые цвета напоминают мягкие травянистые холмы верхнего бассейна Мансанарес, в то время как в верхней части появляется бескрайнее небо, которое придает холсту большую яркость.
В середине холста линия гор разделяет обе области, упорядочивает всю топографию и придает "географическую убедительность" всей картине. Широта горизонта и мастерски изображенное ярко-синее небо выделяют "Конный портрет принца Бальтазара Карлоса" среди его "соседей" и действительно делают картину необычайно красивой (да простится мне это совершенно субъективное определение!)
Этот же эффект - ощущение необычайной красоты изображенного - связан и с одеждой всадника и украшениями лошади, где изобилуют золотые блестки; от волос ребенка до поводка животного, через седло, рукава или бахрому ремешка. При всем этом "блеске презренного золота" изображение самого юного принца отличается чрезвычайной ясностью, а решительное выражение детского лица пророчит будущие великие свершения Бальтазара, которым, как мы уже сказали, не суждено было сбыться.
Сальвадор Дали, большой поклонник Веласкеса, очень любил именно эту картину Диего и считал, что на лице маленького Бальтазара уже проставлены клейма близкой смерти.
Музей Прадо. Быть в Мадриде и не посетить музей Прадо - всё равно что приехать в Барселону и не увидеть Саграда Фамилия. Национальный музей Прадо - один из крупнейших музеев европейского искусства в мире, а заодно и один из самых посещаемых! По статистике 2019 года, посетителями Прадо стали свыше 3,5 млн человек! Причина такой популярности? Конечно же, бесценные коллекции музея.
Самое полное в мире собрание работ Веласкеса, Эль Греко, Гойи, Босха, Сурбарана, Мурильо; шедевры Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Караваджо, Веронезе, Брейгеля, Ван Дейка - и список этот можно продолжать бесконечно. Что ни имя - то титан, что ни картина - то шедевр! В этих драгоценных россыпях легко потеряться - вот почему мы рекомендуем воспользоваться услугами грамотных профессиональных гидов и заказать экскурсию по музею, в ходе которой Прадо раскроется перед вами во всей своей чарующей полноте:
Статьи по теме:
Самые известные картины Энди Уорхола
Самые известные работы Леонардо да Винчи
Write a comment