Знаете ли вы, что Башня Бельесгуард, построенная Антонио Гауди, имеет прямое отношение к каталонскому "Робин Гуду" - знаменитому бандолеро Серальонге?
Как мы уже говорили, самый исторический и самый "готический" из своих проектов - Торре Бельесгуард - Антонио Гауди выстроил на месте бывшей резиденции последнего представителя Барселонского дома - короля Мартина Гуманного.
Архитектор с большим вниманием отнесся к немногочисленным уцелевшим фрагментам этого давно обратившегося в руины королевского замка.
Элементы оборонительных конструкций - стены и башни, а также часть стены самого замка были отреставрированы и органично вплетены в комплекс гаудианской постройки.
Даже фрагмент дороги, которая вела в свое время к этому гнезду монарха, Гауди сберег, хотя и переместил в пространстве, установив на наклонные колонны собственной конструкции - вспомним, впоследствии по тому же принципу будут выстроены знаменитые виадуки в парке Гуэль.
С не меньшим вниманием отнесся Антонио Гауди и к исторической составляющей этого исторического места.
Король Мартин, как известно, умер вскоре после завершения строительства своей новой резиденции. А замок, который когда-то с легкой руки королевского секретаря, а по совместительству и поэта Берната Метже был окрещен "Bellesguard" ("красивый вид", потому как виды с этого возвышения и сегодня открываются поистине изумительные) неумолимо ветшал и приходил в упадок.
Известно, что в 17-м столетии полуразрушенное королевское гнездо часто использовал в качестве укрытия знаменитый каталонский бандит и защитник бедных по имени Серальонга - своего рода местный аналог Робин Гуда.
У каждой нации должны быть свои герои - а если их нет, то их обязательно следует придумать.
Если отринуть романтику (хотя как без нее?) и попытаться взглянуть на фигуру этого воспетого в сказаниях и легендах человека, выяснится, что он был видным представителем, а на определенный момент даже лидером одной из двух основных криминальных группировок, орудовавших на территории Каталонии в 17-м веке: "Nyerros"
Эта группировка защищала интересы мелких каталонских феодалов, выступая, таким образом, против феодальных "олигархов", традиционно державших сторону короля.
Вооруженные грабежи усадеб "неправильной" знати с применением насилия, нападения на королевские обозы со свежесобранными налогами, а также стычки с противоборствующей криминальной группировкой под названием "Cadells" - вот, собственно, из чего состояли будни этого красивого и статного молодого человека по имени Жоан Сала-и-Феррер, более известного как Серальонга, появившегося на свет в 1594 г. в местечке Виладрау на территории горного массива Монсень.
Несомненные организаторские таланты, храбрость, решительность и жестокость вкупе с определенным налетом гусарства - Серальонга мог, например, запросто раздать часть только что награбленного серебра местным селянам - обеспечили ему популярность среди определенных слоев каталонского населения.
Но главное - он изрядно портил кровь королю, заодно периодически забираясь в королевский карман - а этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы имя этого знаменитого бандольеро сохранилось в веках и было впоследствии воспето в драмах, романах и стихах каталонских авторов.
Серальонга прожил недолгую жизнь - что, при его профессии, не так уж удивительно. Неподалеку от родных мест, в Санта Колома де Фарнерс, он был схвачен солдатами Герцога Кардона, на тот момент Вице-короля Каталонии.
Несколько месяцев его продержали в замке Савассона, подвергая изощренным пыткам и всячески над ним глумясь, и, в конце концов, в возрасте 37 лет, казнили в Барселоне, на площади Короля. Это случилось 8 января 1634.
После повешения тело Серальонги было четвертовано, и части его размещены, для назидания и устрашения, в основных местах пребывания бандита.
Одним из таких мест и был к 17-му в. уже изрядно подразрушенный королевский замок Мартина Гуманного.
Все это я к тому, что в бывших конюшнях Торре Бельесгуард привлекает внимание дверной молоток, выполненный в виде бедренной кости.
Как видим, наличие его здесь совсем не случайно. Прекрасно знавший местные истории и легенды каталонский националист Антонио Гауди тем самым отдает дань памяти знаменитому каталонскому бандолеро, который попил немало кровушки из жил Филиппа Четвертого, короля Испании, а затем, после страшного конца, частично обрел последний покой в этом славном своими видами месте: Торре Бельесгуард.
Статьи по теме: