«Крещение Христа» (1472 - 1475) - картина, написанная Андреа Веррокью при участии его ученика Леонардо да Винчи. Хотя Верроккьо начал работу над картиной еще в 1468 году, по неизвестным причинам процесс написания был приостановлен, и картина, как следствие, была завершена лишь в 1475 году.
Некоторые искусствоведы склонны считать, что в работе над "Крещением Христа" были задействованы и некоторые другие ученики Верроккьо - однако нас в первую очередь интересует именно участие Леонардо.
На картине изображено крещение Иисуса Иоанном Крестителем, записанное в библейских Евангелиях от Матфея, Марка и Луки. Ангел со светлыми волосами на переденем плане слева был выполнен молодым Леонардо.
Именно этот факт сделал картину знаменитой, породил множество самых разных предположений и мифов и, в конце концов, заставил всех совершенно забыть о том, что бОльшая часть картины написана все-таки Верроккьо.
Современные критики также приписывают Леонардо значительную часть пейзажа на заднем плане. В наши дни картина находится в галерее Уффици во Флоренции.
На картине представлено крещение Иисуса Иоанном Крестителем на берегу реки Иордан. Два ангела преклонили колени, один - с одеждой Иисуса, другой - со сложенными руками. Позади ангелов изображена пальма, символизируюзщая спасение и жизнь.
Иисус, с нимбом над головой, изображен молящимся босиком в воде, в то время как Иоанн, с посохом, увенчанным золотым крестом, льет воду на голову Христа.
Иисус, в противовес обряженном в одежды Иоанну, представлен почти нагим, если не считать приспущенной набедренной повязки. На свитке, который держит в руке Иоанн, присутствует надпись, включающая два первых слова из Евангелия от Иоанна (1:29): «ECCE AGNUS DEI QUI TOLLIT PECCATA MUNDI» ("Вот Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира").
Вверху картины можно увидеть руки Бога-Отца, всевидящего и всемогущего, а также голубя - символ Святолго Духа. От рук Бога-Отца и от голубя исходят лучи света, раскрывающие божественную природу Сына Божьего - Иисуса.
Андреа дель Верроккьо был скульптором, ювелиром и художником, который руководил большой и успешной мастерской во Флоренции во второй половине 15 века. Верроккьо обучал своих учеников рисунку, механике, лепке, умению писать драпировки и правильно использовать свет и тень.
Он также знакомил своих учеников, среди которых был и Леонардо, с такими предметами, как география, итальянская литература и поэзия. Верроккьо традиционно поручал ученикам писать определенные фрагменты тех картин, которые он начинал сам - что позволяло им приобретать практический опыт в живописи под руководством учителя. Среди его учеников и ближайших соратников следует выделить Боттичелли, Франческо Боттичини, Пьеро Перуджино, Франческо ди Симоне, Лоренцо ди Креди и, конечно же, Леонардо да Винчи.
Сам Верроккьо не был плодовитым художником, и очень немногие картины приписываются его руке. Слава его главным образом связана с его скульптурными работами. Картины Верроккьо, типичные для флорентийских вещей того времени, выполнены темперой на деревянных панелях.
Согласно Антонио Билли (1515 г.), картина "Крещение Христа" была заказана братом Верроккьо, Доном Симоне - главой монастырской церкви Сан-Сальви, приблизительно в 1468 году.
Верроккьо нарисовал общий пейзаж вместе с Христом и Иоанном в начале работы над картиной, а затем поручил выполнить кое-какие элементы пейзажа в центральной части своему ученику Франческо Боттичини.
Впоследствии Леонардо да Винчи было поручено изобразить ангела в композиции своего наставника. Вполне вероятно, что Леонардо написал и значительную часть пейзаж, так как он написан маслом, как и ангел, а остальная часть картины - темперой.
По словам Джорджо Вазари, который упоминает эту работу в своих мемуарах, ангел Леонардо получился настолько впечатляющим, что Верроккьо бросил рисовать, убедившись, что Леонардо превзошел его в мастерстве.
Впрочем, Вазари лично не знал Леонардо, поэтому правдивость этой истории остается под вопросом - хотя, с другой стороны, известно, что Верроккьо действительно резко прекратил писать. Последней его живописной работой стала Дева с младенцем и двумя ангелами, которую он тоже не завершил, поручив дописать картину своему помощнику Лоренцо ди Креди.
Уильям Э. Уоллес предполагает, что после того, как Леонардо создал первого ангела, Верроккьо добавил второго ангела, в пару к написанному Леонардо. Уоллес заключает, что "безошибочный глаз" Верроккьо уловил необходимость добавления этого ангела с правой стороны - для того, чтобы сбалансировать композицию.
Статьи по теме:
Write a comment