Кафедральный собор Барселоны (собор Святого Креста и Святой Евлалии) - сердце Готического квартала и одна из главных достопримечательностей каталонской столицы.
В этой статье мы побеседуем о кое-каких интересных фактах, связанных с историей строительства этого впечатляющего памятника готической архитектуры.
В современном мире у всякого явления, человека, предмета - да чего угодно! - есть преданные поклонники, а есть не менее активные "хейтеры".
Это в равной степени относится к Готическому кварталу Барселоны, в том числе, и к его самому что ни на есть центру: кафедральному собору Святого Креста и Святой Евлалии.
Лично, своими ушами не раз доводилось слышать мне, что "никакая это не готика, всё обман, и на самом деле кафедральный собор построен в лишь 19-ом столетии, доказательством чему служат многочисленные фотографии той поры..."
Давайте же разберемся, что к чему, и расставим точки в нужном месте.
Для начала вкратце коснемся истории кафедрального собора Барселоны - по определению, главного храма города. Христианство пришло в Барселону достаточно рано. Мученица Святая Евлалия, именем которой и назван собор - яркое свидетельство того, что уже в конце 3-го века н. э. в городе была достаточно значимая христианская община.
Раскопки, относительно недавно произведенные под Графской улицей, примыкающей к собору с востояной стороны, позволили обнаружить трехнефное здание с двумя рядами колонн из белого мрамора, которое было однозначно идентифицировано спеиалистами как раннехристианская базилика, построенная в 4-м веке н. э.
Именно эта церковь являлась храмом барселонских епископов (т.е. кафедральным собором города) вплоть до 1046 г, когда граф Барселоны Рамон Беренгер Первый, по прозвищу Старый, инициировал строительство нового храма, построенного в романском стиле и освященного уже в 1058.
А вот строительство готического здания собора, которым, собственно, многочисленные туристы и любуются сейчас, началось 1 мая 1298 - то есть, 700 с лишним лет назад, и длилось в общей сложности полтора века.
Первым архитектором был Жауме Фабре, ответственный за планировку здания и возведение крипты, абсиды и окружающих ее часовен. На этом посту его сменил Бернат Рока, прикотором были построены колонны и верхняя галерея, а также начато перекрытие сводов.
После смерти Берната архитектором был назначен Арнау Баргес, ответственный за строительство Капитулярного зала. За ним пришел Бартоломе Гуаль, начавший работы по возведению клуатра (церковного дворика), а также построивший деревянный симборио (световой фонарь храма).
Для этого, как свидетельствуют итсточники, она даже предпринял путешествие в Валенсию, чтобы изучить световой фонарь кафердального собора Валенсии - настоящий шедевр среди себе подобных.
Также Гуаль продолжил строительство клуатра. Последним в череде зодчих, чьми усилиями и было за полтора века возведено здание, стал Андрес Эскудер. Единственное, что не удалось построить тогда, на излете Средневековья - это фасад храма.
Уже в 1408 проект фасада существовал и был выполнен Карлесом Гальтесом Руанским, более известным, как "Карли" - однако возникли серьезные проблемы с финансированием, и в 1417 вместо готической стометровой красоты, увенчанной стройным шпилем, на месте фасада выстроили простую стену с порталом и несколькими окнами - и в таком виде кафедральный собор Барселоны просуществовал вплоть до 19-го столетия.
Именно в таком виде угодил он и на фотографии, которые как раз и дают "хейтерам" барселонской готики основания заявлять, что кафедральный собор Барселоны - самый настоящий "новодел", ничего общего с готикой не имеющий.
Однако, как видим, дело обстоит не совсем так: бОльшая часть собора со всем его содержимым восходит именно к Средневековью и, доложу я вам, кафедральный собор Барселоны - один из наиболее богатых и хорошо сохранившихся готических ххрамов не только в Испании, но и вообще.
А слово "новодел", или, скажем, термин "неоготика", применительно к барселонскому собору, справедлив лишь в отношении фасада, а также симборио, который также был заново выстроен из камня.
Интересно, что инициатива престройки фасада и светового фонаря, равно как и финансирование этих масштабных и невероятно дорогих работ - целиком и полностью заслуга всего одного человека, имя которому - Мануэль Жирона-и-Аграфель. Чтобы понять, как такое стало возможным, коснемся биографии этой поистине незаурядной личности. А Мануэль Жирона так был незаурядным!
Свое первое предприятие он основал уже в 16 лет. Женился на дочери банкира и сам стал основателем первого частного банка Испании - Банка Барселоны, который затем поглотил, среди прочих, и банк его тестя, хорошо знал лондонский рынок, путешествовал по всему свету. Помогал выдающемуся каталонскому изобретателю Нарциссу Монтуриолю в организации погружений его первой подлодки Ихтинео-1.
Стал первым президентом Союза коммерции, промышленности и навигации, который сам же и основал. Принимал финансовое участие в строительстве оперного театра "Лисео". Купил титул барона.
Строил железные дороги и совместно с тестем Эусеби Гуэля, маркизом де Комильяс, основал Трансатлантическую табачную компанию...
Но прервемся, ибо список его деловых начинаний можно продолжать поистине бесконечно!
О богатстве, хитрости и деловой хватке этого человека ходили легенды. О его жадности слагали стихи. Но когда Барселона начала готовиться к Певрвой Всемирной Выставке, Мануэль Жирона, занимавший тогда пост Мэра города, не дрогнув, выложил из своего собственного (бездонного) кармана огромную сумму денег на то, чтобы кафедральный собор был, наконец, достроен, и барселонцам не пришлось бы краснеть за жалкое подобие фасада, которое их главный храм имел до того.
Вот это отличительная черта каталонцев - их патриотизм всегда нкаходился в тонусе, и временами, случалось, мог даже перебороть их природную жадность. Так произошло и в этом случае: как бы скуп и жаден, по врожденной привычке истинного бизнесмена, не был Мануэль Жирона, когда речь зашла о престиже города, которым ему доверили управлять, он не колеблясь пожертвовал на общественное дело если не все, то многое из "нажитого непосильным трудом".
Финансирование симборио с высоким стройным шпилем осуществлялось уже его детьми: сыном Мануэлем и дочерью Аной - и было осуществлено в период 1906 - 1913. Что же, город не забыл благие дела банкира и его детей: сам Мануэль похоронен в одной из часовен клуатра, одна из барселонских улиц носит его имя, а у главного входа в кафедральный собор закреплены мемориальные доски, повествующие о славном деянии отца семейства и его потомков.
Кафедральный собор Барселоны посещается в ходе наших следующих экскурсий:
1) автомобильная обзорная экскурсия по Барселоне
2) автоэкскурсия "Барселона от А и до Я"
Статьи по теме:
Write a comment