Барселонский манекен - картина, написанная Сальвадором Дали в 1926-ом - в период творчества художника, который принято называть "ученическим", или, если речь о 1925-27 г.г. - "периодом Лорки". Это крупное полотно (198 Х 148 см, масло, холст) было впервые представлено публике на коллективной выставке в галерее Далмау, проходившей в Барселоне в октябре-ноябре 1926-го года. Картина "Барселонский манекен" - при том, что мне такой Дали не очень-то близок - примечательна тем, что именно с нее, можно сказать, начался "барселонский" успех Дали.
На молодого художника обратил внимание передовой, по меркам провинциальной Каталонии, критик Себастьян Гаш - большой поклонник кубизма и пуризма, известный своим неприятием всего "загнивающего" каталонского искусства, которое он считал безнадежно устаревшим и никуда не годным.
Наличие таких талантов, как Пикассо и Миро, вызревших в недрах каталонского "болота", Гаш считал счастливым исключением из правил, а тот факт, что и Пикассо, и Миро сбежали делать карьеру в Париж, лишь подтверждал правильность поставленного Гашем диагноза.
В выставленных у Далмау работах юного Дали Гаш неожиданно увидел дань пуризму и, в особенности кубизму, но "не холодному и рассудочному, а гораздо более чувственному". В одной из своих статей Себастьян Гаш отметил, что "молодой Дали сияет настоящей звездой на фоне массы посредственностей, из которых состоит жалкий мирок каталонского исскуства".
Гаш обещал знакомить своих читателей с работами Дали и в дальнейшем - и обещание свое сдержал. Впроследствии между ним и Дали даже завязались приятельские отношения. Без сомнения, Гаш сделал очень многое для популяризации имени Сальвадора Дали в Каталонии. Да, это был провинциальный уровень - но в то же время и стартовая площадка для завоевания Парижа.
Описание картины "Барселонский манекен"
Картина "Барселонский манекен" (также известная под названием "Фигура") действительно напоминает работы "старшего товарища" Дали - Пабло Пикассо, и содержит, на первый взгляд, изображение трех образов, одной женщины, наложенных один на другой и сливающихся воедино.
Слева - недоступная и целомудренная девица строгих правил: об этом свидетельствует синий цвет руки (синий - символ недоступности); в центре - прожженная кокотка, выглядящая вызывающе и подчеркнуто сексуально; образ справа очевидно имеет отношение к даме из высшего света - изящной, утонченной и высокомерной.
В скобках отмечу: картина "Барселонский манекен" очень нравилась Королеве Софии, которая, как известно, является почетным Президентом Фонда "Гала-Сальвадор Дали", управляющего музеями художника в Каталонии. После смерти Мэтра София выражала недвусмысленное намерение забрать эту картину в свой Центр искусств Королевы Софии в Мадриде - однако каталонские власти в ходе ожесточенного торга ее все же отстояли.
Но я, собственно, сибирался рассказать Вам не об этом, а о секрете "Барселонского манекена", о котором знают немногие, и который, очень важен для понимания творчества Дали тех лет в целом.
Секрет картины "Барселонский манекен"
Воспопользуемся нашим коронным методом, работающим безотказно: попытаемся вспомниить, что еще, кроме живописи, происходило в этот период жизни каталонского художника. А когда мы это сделаем, то выяснится, что 1925-27 г.г.. - абсолютный расцвет дружбы между Сальвадором Дали и Федерико Гарсиа Лоркой, талантливейшим испанским поэтом и драматургом.
В эти счастливые годы Дали и Лорка были близки, как никогда. Федерико дважды, по приглашению Дали, приезжал в Каталонию и гостил в летнем доме семейства Дали в Кадакесе. Будучи человеком редкого обаяния, Лорка мгновенно очаровал всех домашних, включая отца Дали и его сестру, Ану-Марию, с которой и впоследствии вел частую переписку и поддерживал дружские отношения.
Что до самого Дали - тот буквально бредил "своим милым Федерико", восхищаясь им беспрестанно и повторяя его бесконечным восторженным рефреном. В конце концов, Лорка даже начал вытеснять с картин Дали главную и почти единственную модель художника - сестру Ану-Марию.
Именно поэтому вещи Дали, написанные в 1926-1927 г.г, мы с полным основанием можем назвать "периодом Лорки", как, кстати, и делают некоторые критики. Картина "Барселонский манекен" - яркий образчик этого периода, со всеми его характерными чертами.
И главная черта, по которой "пеиод Лорки" опознается безошибочно - это очень запоминающийся силуэт головы поэта с характерными "ушками топориком". Присмотритесь к правой половине головы "барселонского манекена" - и вы сразу поймете, о чем речь. Возьмите любую из фотографий Лорки - и сразу узнаете эти "ушки топориком" владельцем которых являлся поэт. Да, Лорка, невзирая на свой тончайший поэтический дар, не был красив, и, по словам Дали, имел грубую внешность "батрака с фермы".
Источник фото: Сайт Фонда Гала-Сальвадор Дали
А теперь присмотритесь к розовому профилю на красном фоне слева - это сам Дали, тоже узнающийся безошибочно. Лорка и Дали в это время были так близки - "не разлей вода" - что легко могли считаться одним целым. Близость эта выражается и в том, что это "сиамское существо", которое можно назвать "Лоркадали" или "Далилорка" имеет один общий глаз на двоих! То есть Сальвадор декларативно дает понять, что он и Федерико совпадают буквально во всем, дышат в унисон и видят мир абсолютно одинаковыми газами.
Эта духовная близость очень много дала Сальвадору Дали, как творцу. Существовал, однако, и еще один контекст отношений между художником и поэтом, о котором нельзя не упомянуть - физиологический. Да, гомосексуалист Лорка относился к Дали не совсем "по-дружески".
Федерико был влюблен в каталонца самым нешуточным образом и плотски вожделел своего более молодого и симпатичного друга - вожделел страстно и судорожно. Дважды, доведенный до отчаяния сжигающей его страстью, Лорка даже делал попытки овладеть Дали физически - однако этого все же не случилось.
Следует признать, что Дали, прекрасно знавший о чувствах Лорки, частенько вел себя провокационно - кажется, лишь затем, чтобы помучить Лорку ложными обещаниями. Это, кстати, вполне в духе Сальвадора: тот же критик Себастьян Гаш, упомянутый нами в начале статьи и близко знкакомый с художником, отмечал, что его заметным качеством было "полное отсутствие сердца".
Но не суть - тем более, тем этих взаимоотношений мы уже подробнейшисм образом обсудили в "Зале Сокровищ" Важно другое: я всегда обещаю туристам, что к концу экскурсии они прекрасно будут разбираться во всех периодах творчества Дали и определять их, что называется, сходу. Я не вру - обычно так и бывает.
Вот вам ключ к определению "периода Лорки": "ушки топориком", профиль самого Дали, эротичный контекст, основные цвета - красный, белый, черный. Снабженные этим секретным кодом, в любой галерее, на любой выставке, определив эти признаки, вы, даже не приблизившись к картине, сможете удивить своих знакомых, небрежно бросив: "Ах да, конечно-конечно. Перед нами картина "периода Лорки", 25-27-ой годы, однозначно." И будете совершенно правы!
Write a comment