Базилика Святых Назария и Цельсия (Basilique Saint-Nazaire-et-Saint-Celse) — католическая церковь, расположенная в городе Каркассон на юге Франции. В прошлом храм имел статус кафедрального собора, с 1898 года возведен в ранг малой папской базилики. Церковь построенная между 1100 и 1330 годами, является настоящей жемчужиной Ситэ (крепости Каркассона).
Предание гласит, что основание первого собора Каркассона, посвященного святым Назарию и Целсию, замученным в Милане при Нероне. Известно, что на Третьем Толедском соборе, проходившем в 589 г. король Рекаред I окончательно отказался от арианства и обратился в католицизм. На этом же соборе присутствовал и первый исторически известный епископ Каркассона, Сергий - поэтому вполне вероятно, что основание церкви в Каркассоне относится именно к концу 6-го столетия.
Местонахождение первого собора до сих пор является предметом дискуссий относительно того, находился ли он на нынешнем месте базилики Святых Назария и Цельсия - или же в Бурге, к северу от холма.
Мы не знаем, что случилось с этим собором во время оккупации Септимании и Каркассона мусульманами в 725 году. После взятия Каркассона Пипином Коротким - первым королем франков из династии Каролингов и отцом Карла Великого - в 759 году в городе, похоже, и была, возведена церковь Святого Назария. Первый исторический документ, в котором упоминается собор Каркассона под именем Святого Назария, датируется 925 годом, когда епископом города был Гимер.
Нынешняя базилика Святых Назария и Цельсия, построенная из местного песчаника (внешняя облицовка), представляет собой церковь в романском и готическом стилях, самые старые части которой относятся к 12 веку.
По инициативе виконтов Транкавелей, владевших Каркассоном на месте каролингского собора, от которого сегодня не осталось и следа, было предпринято строительство нового, более крупного собора в романском стиле.
Каменные блоки для строительства были благословлены самим папой Урбаном II 11 июня 1096 года. Эти камни пошли на первый этап строительства, которое традиционно началось с возведения абсиды и хора храма. Все, что сохранилось от этой эпохи, - это первые две восточные колонны нефа и склеп, обнаруженный в 1857 году, ветхое состояние которого позволяет предположить, что он был возведен еще ранее, скорее всего - в эпоху Каролингов.
В середине двенадцатого века были построены три почти равновысоких нефа церкви. Интересно, что форма капителей двух уцелевших опор, сделанных на первом этапе работ, показывает, что изначально предполагалось, что боковые нефы будут существенно ниже центрального, однако впоследствии проект решено было изменить.
Здание в значительно степени пострадало во время осады Каркассона крестоносцами в 1209 году, потому что для ремонта и укрепления стен потребовались камни, для чего пришлось разобрать трапезную и конюшни капитула. Об этом известно из документов, согласно которым в 1215 году епископ Ги де Во-де-Серне компенсировал затраты на восстановление конюшен и трапезной, отказавшись от трети епископской десятины.
Это же пожертвование документально подтверждено в 1228 и 1232 годах, что показывает, что работы еще не были закончены. В 1259 году епископ Гийом Радульф расширил ограду дома капитула до дороги общего пользования, ведущей к Порт-дю-Разес. Там он построил лазарет с часовней, где и был похоронен.
Неф сохранился нетронутым во время расширения собора в готический период.
В 1267 году епископ Каркассона Бернар де Капендю и капитул попросили у короля разрешения на расширение хора и трансепта собора. Строительство хора и трансепта потребовало значительных средств, для чего епископ Бернар де Капендю установил жесткий авторитарный контроль за сбором церковной десятины и последующим использованием полученных средств.
Синодальная конституция 1270 г. требовала от всех завещателей жертвовать на работу собора в соответствии со своими средствами. В 1291 году папа Николай IV даровал индульгенцию тем, кто посещал собор в дни святых покровителей Назария и Цельсия.
В апреле 1298 года епископ Пьер де ла Шапель-Тайлефер отдал на работы треть доходов, конфискованных у приходских священников по причинам разных нарушений. Было даже учреждено Братство для содействия строительству - одним словом, епископат Каркассона изыскивал все средства, чтобы расширить и модернизировать свой домашний храм.
Между 1269 и 1330 годами собор был расширен в стиле пламенеющей готики, привнесенном новыми хозяевами региона - французскими королями. И если романский неф напоминает о правлении виконтов и процветании Каркассона вплоть до крестовых походов, то новые строители были одержимы желанием прославить победу и превосходство церкви над катарской (альбигойской) ересью.
В строгом и стройном готическом зодчестве гармонично переплелись стили Иль де Франса и юга Франции, образовав французско-окситанский альянс. Изящные линии сводов, букеты многопучковых колонн, яркие краски витражей громогласно звучат торжественным гимном во славу восстановленной в своих правах католической веры. Прелат-строитель Пьер де Рошфор профинансировал строительство большей части украшений интерьера и завершение новых готических сводов.
Его герб можно увидеть в хоре, абсиде и южной части трансепта, а в часовне в северном проходе находится его пышное надгробие. Герб другого жертвователя, Пьера Родье, епископа Каркассона, находится в южной часовне.
Отдельного упоминания заслуживают великолепные витражи базилики, которые по праву считаются одними из самых красивых на юге Франции.
Среди витражей, украшающих алтарную зону и трансепт, центральное окно, посвященное Детству и Страстям Христовым, датируется 1280-ми годами и окружено окнами эпохи Возрождения. За ними следуют витражи, посвященные жизни святых Петра и Павла, слева, и жизни святых покровителей церкви, святых Назария и Целсия, справа, которые воспроизводят те же орнаментальные элементы, что и центральное окно и датируются 1300-1310 г.г..
Витражи первых двух часовен каждого рукава трансепта развиваются вокруг темы дерева: дерево Иессея, окруженное пророками, датируемыми 14 веком, слева, дерево Жизни, ветви которого расходятся к пророков и несущие надписи, справа. Эти витражи были выполнены в 1310-1320 гг. Фасады рукавов трансепта пронизаны крупными сияющими розами. В целом витражи базилики заставляют вспомнить о Сент Шапель в Париже - и это, согласитесь, лестная ассоциация.
Кстати, за основу изваяний апостолов, размещенных на колоннах в каркассонской базилике, были взяты статуи, украшающие верхнюю часовню всё той же Сент Шапель.
Реконструкция собора (как и всего Каркассона) предпринятая под руководством Эжена Виолле-ле-Дюка, в значительной степени изменила внешний вид базилики (в особенности, романский портал, который подвергся полной трансформации), однако интерьер сохранил практически первозданный вид, что делает церковь особенно ценной.
Уже ради одного того, чтобы увидеть оригинальные витражи 13-14 веков, в базилику обязательно стоит идти - не говоря уж о прочих её сокровищах.
До 18 века собор Святых Назария и Цельсия оставался главным религиозным центром Каркассона. Было время, капитул собора даже содержал небольшой музыкальный коллектив, состоящий из органиста, музыкального мастера и не менее пяти прислужников. Однако в 1790 году отделение было закрыто - для церкви наступали сложные времена.
В 1801 году церковь была лишена звания Каркассонского собора в пользу церкви Сен-Мишель, расположенной в бастиде за городом. В то же время Ситэ (крепость Каркассона) стали покидать жители, отдававшие предпочтение нижнему городу. Звание базилики было присвоено церкви Святых Назария и Цельсия в 1898 году папой Львом XIII.
Вообще, говоря о епархии Каркассона, не следует забывать, что город и регион являлись одним из центров катарской ереси, охватившей в свое время абсолютно все слои местного общества. Таким образом, католическим епископам в Каркассоне жилось, возможно, и припеваючи - однако должность эта требовала от них крепких нервов.
Ересь и виконты Транкавели не давали епископам Каркассона ни секунды покоя. Нужно было заставить Раймона Транкавеля избавиться от наемных воинов (вооруженного и беспринципного сброда, пьяниц и забияк, которые были обучены единственному ремеслу - войне) и заставит его соблюдать условия "божьего мира" в своих феодах.
Пришлось также отлучить от церкви Роже II за его покровительство еретикам и за то, что он позволил сенешалю Альби преследовать епископа этого города; затем нужно было отговорить Раймона-Роже выступать против крестоносцев...
Известно, что в 1198 году епископ Каркассонский Беренже даже просил освободить его от должности - так допекли его феодалы и еретики. В местных краях против католической церкви стояла катарская церковь, в которой был свой епископ, два коадъютора, множество "совершенных", дьяконов и проповедников.
О масштабах влияния катарской ереси говорит тот факт, что собственная мать Бернара-Рамона де Рокфора, епископа Каркассона, с 1208 года носила одежды "совершенной", а его брат Гийом был одним из самых ярых катарских сеньоров, и таковыми же являлись два других брата.
И это всего лишь пара примеров из бесчисленных тысяч! Так что, учитывая вышеизложенные обстоятельства, становится понятным, в каких непростых условиях приходилось существовать епископату Каркассона. Тем не менее, базилика Святых Назария и Цельсия - наглядный пример того, что в конце концов ересь была похерена, еретики - сожжены на костре, а в Каркассоне окончательно воцарилась монотеистическая власть церкви.
Адрес: La Cité, Pl. Saint-Nazaire, 11000 Carcassonne, Франция
Расписание: с понедельника по субботу: 08:00 - 20:00. Воскресенье: 08:00 - 10:45; 12:30 - 20:00.
Статьи по теме:
Часовня Богоматери Здоровья в Каркассоне
Как возникло название города Каркассон?
Write a comment