"Парусник в бухте Порт-Льигата" (1960) - одно из бесконечных признаний Сальвадора Дали в любви к Порт-Льигату: крохотному рыбацкому поселку на краю Каталонии, где художник прожил бОльшую часть жизни в удивительном, сооруженном по проекту самого художника доме, известном сегодня как Дом-музей Сальвадора Дали в Порт-Льигате.
Одно лишь только перечисление названий картин, где Порт-Льигат присуствует в качестве фона, либо как "главный и единственный персонаж" (речь и пейзажах) заняло бы несколько страниц.
"Христос Святого Иоанна Креста", "Мадонна Порт-Льигата", "Святая Елена Порт-Льигата", "Пейзаж Порт-Льигата во время надвигающегося шторма", Порт-Льигат на закате" - перечислять посвященные Порт-Льигату работы Дали можно действительно бесконечно.
Особенно много видов Порт-Льигата в работах Дали 50-хх. Заново обретя свой любимый уголок земного шара после почти десятилетнего отсуствия (40-ые годы чета Дали практически полностью провела в США), Сальвадор возлюбил его с новой силой.
Следует отметить: к концу 40-хх воинствующий атеизм, свойственный Дали-сюрреалисту, был давно похоронен вместе с голодными галлюцинациями юности. Из Америки вернулся другой Дали: обласканный мировой славой, рабогатевший, располневший, забронзовевший - и "католик до мозга костей", по собственному выражению художника.
Был ли новообретенный католицизм Дали искренним, или, напротив, насквозь коньюнктурным (как того требовал сам факт проживания в воинствующе религиозной Испании диктатора Франко) - спорный вопрос. Лично я склонен в последнее время считать, что истина находится где-то посередине.
Так или иначе, как мы не раз уже рассказывали, именно католицизм стал одной из основополагающих доктрин в формирования новыого направления творчества усатого гения - ядерного мистицизма.
Изменилась и самоидентификация Дали, осознание художником себя и своей роли в мировом пространстве в целом и в искуустве в частности. Чтобы понять сюжеты и направленность вех картин Дали ядерно-мистического периода, важно представлять себе "Мир по Дали" того периода.
Устройство это мира представляется очень простым: если отбросить все ненужные, заумные и высокопарные слова, которые обычно используются для того, чтобы скрыть за этой мишурой полное отсутствие идеи и мысли. Итак, "Мир по Дали" на тот период:
В центре мироздания - Сальвадор (Спаситель) очевидно и явно ассоциирующий себя с Иисусом Христом - если не в плане спасения бренного человечества, то в плане спасения его искусства, уж точно!
Рядом со "Спасителем"-Сальвадором (к слову будет напомнить, что Дали частенько именовал себя "Божественным") - не менее святая жена и боевая подруга - Гала, которой во вселенной Дали отвеведна роль Богородицы (в какой, сосбственно, она и представлена в картине "Мадонна Порт-Льигата).
Географиеская точка наивысшей сакральности, обеспеченной присутствием Дали и Галы - несомненно, Порт-Льигат. Ну, а обитателями самого священного места на Земле должны быть рыбаки (в изобилии присутствующие на картинах Дали этих лет), и, обязательно, ангелы - коих в ядерно-мистический период было написано никак не меньше, чем рыбаков.
Понимание этой концепции значительно облегчит понимание множества вещей Дали, созданных в 50-ые и 60-ые годы.
Все вышеозначенные персонажи присутствуют и в картине "Парусник в бухте Порт-Льигата" - что лишь подтверждает правильность нашего незмутненного сомнениями взгляда. Отдельно отметим красный колпак - национальный головной убор каталонцев, именуемый барретиной.
Над этой привычкой Дали - покидая Каталонию, тут же напяливать каталонский национальный головной убор - подсмеивается Ян Гибсон в своей "Безумной жизни Сальвадора Дали", считая эти действия показными - однако это не совсем так.
При всей своей нелюбви к идеям каталонского сепаратизма, при бесконечных восхвалениях диктатора Франко Дали (если отбросить его актерскую игру и вечную позу) - действительно был и остался "каталонцем до мозга костей", глубокое внутренне родство которого со своей малой родиной не нуждается в никаких доказательствах.
Все-таки, любить Каталонию и любить идеи каталонского сепаратизма - довольно разные вещи. Кстати, в то же время художник написал монументальную картину "Открытие Америки Христофором Колумбом".
Колумба Дали считал однозначным каталонцем - и потому "Парусник в бухте Порт-Льигата" следует рассматривать в очевидной связи с "Открытием Америки". Дали, таким образом, ассоциирует себя и с таким же, как он, каталонцем Колумбом, который открыл Америку и изменил мир. А каталонец Дали "спас мировое искусство" (по мнению самого Дали) - что тоже, согласитесь, не так уж и мало!
В последний раз эта малоизвестная вещь Дали вышла из сумрака в феврале 2020-го, когда была продана с аукциона Кристис за 1 811 250 фунтов стерлингов.
Write a comment