Картина "Мадонна Бенуа", также известная под названием "Мадонна с цветком" - одна из первых полностью самостоятельных работ Леонардо да Винчи, написанная им, предположительно, в 1478 - 1480 годах. Годы обучения и работы в мастерской Верроккьо остались далеко позади, однако влияние учителя (в частности, его картины "Мадонна с младенцем", написанной Верроккьо в 1466 - 1470 годах), ощущается в работе Леонардо вполне отчетливо.
В первые годы творчества тема Богородицы с младенцем Иисусом занимала Леонардо более всех прочих.
Да Винчи создал достаточно большое количество рисунков и этюдов и несколько картин, посвященных Деве Марии и Иисусу, причем, трактовка канонических образов в исполнении Леонардо, безусловно, обогатилась рядом нововведений - не только образных, но и технических в том числе.
Так, в картине "Мадонна Бенуа", как несложно заметить, Леонардо более занимает скорее человеческая, нежели божественная суть Марии и младенца. Перед нами не Богородица и Спаситель мира, но мать и сын - в самом универсальном общечеловеческом смысле.
Совсем не случайно Леонардо одел свою Мадонну по флорентийской моде тех лет и "причесал" ее соответствующим образом. Это общее для всей эпохи Гуманизма стремление явить на первом плане именно человеческую суть, то есть, возвысить Человека, как часть творенья Божьего - и вообще характернейшая черта работ Леонардо.
И сама сцена, где Мария играет со своим сыном, выглядит глубоко личной и естественной, давая зрителю возможность осознать, что далекие недоступные божества тоже когда-то были обычными людьми - правда, с уникальной миссией, которая и возвела их в ранг небожителей.
При первом взгляде на "Мадонну Бенуа" возникает именно такое ощущение: милой семейной сценки между матерью и ребенком, хотя, вглядевшись пристальней, понимаешь, что цветок крестоцвета, который Мария показывает Иисусу, далеко не случаен - это символ будущих страданий и распятия Христа.
Интересно, что общепринятое название - "Мадонна Бенуа", объясняется тем фактом, что в 1914 году картина была куплена Эрмитажем у Марины Александровны Бенуа, (урожденной Сапожниковой) - жены придворного архитектора Леонтия Бенуа. Картина и по сей день находится в коллекции Эрмитажа, и, надо сказать, авторство Леонардо является общепризнанным, хотя, будем откровенны, не все эксперты считают картину шедевром, достойным кисти Леонардо.
Вот, например, как отозвался о картине "Мадонна Бенуа" Бернард Беренсон, крупнейший в США авторитет в области итальянского Ренессанса:
«В один несчастный день меня позвали посмотреть Мадонну Бенуа - картину, приобретенную Императорским Эрмитажем. Я увидел женщину с облысевшим лбом, с дряблыми щеками, беззубой улыбкой, мутными глазами и морщинистым горлом. Это жуткое привидение в облике старухи играет с ребенком, голова которого напоминает пустую вздувшуюся маску и закреплена на таком же безобразно раздутом теле и конечностях.
Руки жалкие, складки бесцельные и суетливые, цвета как сыворотка... Пришлось признать, что это убожество было делом рук Леонардо да Винчи. Это было нелегко, но усилия даровали мене свободу и право заявить о своем мнении во всеуслышание..."
Нельзя не отметить, что Беренсон во многом прав. Взгляните еще раз на картину после описания, приведенного выше - и поймете, что претензии Бернарда Беренсона далеко не беспочвенны.
Впрочем, "беззубость" Мадонны, равно как и несвойственное Леонардо отсутствие детально прописанного пейзажа (из-за чего оконный проем выглядит вопиюще и непростительно пустым), можно объяснить именно незаконченностью картины - в том, что "Мадонна Бенуа" не была завершена, сомневаются немногие специалисты.
Есть, однако, и более подозрительные детали: уши Богородицы написаны очень слабо для такого выдающеегося знатока человечесой анатомии, каким был Леонардо. Отличается некоторой сомнительностью и поза младенца Иисуса, который почти парит, не касаясь коленей Марии - однако не исключено, что это сделано Леонардо намеренно.
В 19-ом веке картина была переведена с доски на холст, а в 1912 году Бенуа вывезли ее в Европу для проведения экспертизы. Картина была признанна подлинной, что крайне неохотно подтвердил и упомянутый нами выше Беренсон.
Вместе с тем, общественность не хотела, что картина покинула Россию. В итоге Мария Александровна Бенуа, которая и сама предпочла бы, чтобы картина осталась в России, продала ее Эрмитажу за 150 000 рублей, которые выплачивались ей частями, причем, последние платежи поступили уже за границу, куда Мария Александровна эмигрировала после Октябрьской революции.
Write a comment