"Жираф в огне" (или "Пылающий жираф") - одна из самых известных и запоминающихся по образности зрительного ряда работ Сальвадора Дали-сюрреалиста.
Эта небольшая по размерам (35 Х 27, масло, дерево), но очень мощная по воздействию на зрителя вещь находится ныне в Базеле, в тамошнем Художественном музее.
Так что, будете в тех краях - не упустите удовольствия полюбоваться "Жирафом в огне"! Это безусловный сюрреалистический шедевр каталонского маэстро, по праву включенный нами в список самых известных работ Дали.
"Жираф в огне" был написан Сальвадором Дали в 1936-1937 г.г - и это важно принимать в расчет для правильного понимания сюжета картины.
Для более глубокого "проникновения" в суть картин Дали, как мы не раз уже говорили, нужно хорошо представлять себе, что происходило на момент написания того же "Жирафа в огне" в мире - и в судьбе Сальвадора Дали в частности. А обстановка, надо сказать, была самая что ни на есть предгрозовая и тревожная.
"Жираф в Огне" - история создания картины
В 1936-ом началась Гражданская война в Испании - один из самых кровопролитных внутринациональных конфликтов 20 столетия, послуживший своего рода генеральной репетицией ко Второй Мировой.
Разумеется, Дали и Гала вовсе не желали находиться внутри испанской братобубийственной мясорубки - поэтому в спешном порядке покинули Испанию. Так начались их не лишенные приятности "скитания" по Европе.
"Скитания" намеренно беру в кавычки: к тому времени у Сальвадора Дали уже имелась быстро растущая слава, а вместе с нею - и кое-какие деньги, и знакомства, и связи... Поэтому все было бы вовсе не так печально - если бы не агрессивные планы Гитлера, во все щеки раздувавшего в Европе пожар войны, в багровых языках которого суждено было сгореть миллионам человеческих жизней.
То весьма сомнительного свойства восхищение, а точнее, болезненный и провокационный интерес, который демонстрировал Дали в отношении одиозного фюрера, быстро сменился неподдельным страхом, и все закончилось, как мы знаем, бегством Дали и Гала в США, растянувшимся на долгих 8 лет.
Думается, уже в 1936-37, создавая своего "Пылающего жирафа", очень чувствительный и как и подобает творческому человеку, наделённый даром пророка, усатый каталонец отчетливо предвидел грядущие бедствия.
И как бы не заявлял Дали публично, что находится "вне политики", поскольку "политика его нисколько не интересует" - заявления эти даже в малой степени не соответствуют действительности. "Политика" сама, без спроса вторгалась в творчество Дали тех лет, и всё, созданное Дали в те смутные годы следует именно, как историко-культурный документ - пусть и весьма своеобразного свойства.
Пылающий Жираф - описание картины
Первый и самый точный индикатор, всегда дающий нам безошибочно понять, насколько всё хорошо или плохо в жизни Дали - небо.
Писать небо Сальвадор умел и любил - и делал это очень часто. Однако вспомните залитое солнечными светом небо в картинах Дали первой половины 30-хх - и сравните его с мрачным предсумеречным светом на картине "Пылающий Жираф".
Нысыщенно-тревожного колера, это небо предостерегает: грядут сумерки мира, и ночь, которая падёт вслед за ними, будет поистине страшной.
В родной для Дали Испании ужас уже правил бал, и пылающий в глубине картины жираф на фоне гор, окружающих долину Ампурдан - это символ охваченной огнем войны Испании.
Женщина-монстр на переднем плане интересна обилием выдвижных ящиков и странными отростками, напоминающими одновременно и гипертрофированный (хотя и очевидно "увядший") фаллос, и искаженные до неузнаваемости "мягкие часы" Сальвадора Дали.
Отростки это не способны поддерживать себя самостоятельно: для этих целей им требуются костыли, также постоянно фигурирующие в картинах Дали того периода. Не исключено, и даже скорее всего, что таким недвусмысленным образом художник указывает на собственные проблемы с потенцией, которых он не только никогда не скрывал - но, напротив, даже гордился ими.
Что касается ящиков, они символизируют так называемые "тайники подсознания" и являются безусловной данью Зигмунду Фрейду, которого Дали почитал величайшим из людей.
Процитируем самого Дали: "Единственное различие между бесммертной Грецией и нашей эпохой - это Зигмунд Фрейд, который открыл, что человеческое тело, которое греками воспринималось исключительно как объект неоплатонический, в действительности состоит из множества секретных ящиков, открыть которые сейчас стало возможным с помощью психоанализа."
Ящики, как не сложно заметить, открыты - явное указание на то, что война высвобождает в людях все их глубинные инстинкты, о которых они в мирное время даже и не догадывались - ту первобытную, жестокую суть, которая живет внутри каждого из нас. Живет в состоянии анабиоза, имея все шансы так никогда и не проснуться, но если это все-таки случится - мы, увы, узнаем о себе много неожиданного и неприятного. Ненужной шелухой отпадет глянцевая шкурка цивилизации, и природные инстинкты примутся править свой жестокий, пахнущий свежей кровью бал.
Об этой же звериной сути, сокрытой в каждом человеке, свидетельствует и кусок сырого мяса в руке еще одной женщины-монстра на заднем плане справа.
Война мгновенно сорвала с человека театральные покровы цивилизации - и явила наружу изначально и по определеню свойственную человеческому существу кровожадность. Увы, это действительно так - и Дали, с присущием ему талантом, в картине "Жираф в огне" смог ярко передать это. (Читать описание картины "Жираф в огне" на английском языке)
Смотреть видео "Жираф в огне" на нашем канале:
Статьи по теме:
Постоянство памяти - описание картины Сальвадора Дали
Сальвадор Дали - Ласточкин хвост и виолончель
Сальвадор Дали - интересные факты из жизни и биографии
Сальвадор Дали - картина "Великий мастурбатор"
"Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната" - картина Сальвадора Дали
Write a comment
Лора Орлова (Thursday, 15 April 2021 22:00)
https://stihi.ru/2021/04/11/2270
Жираф в огне и я волнуюсь
Глубокие затронул чувства
Своей коллекцией любуюсь
И сим шедевром от искусства
Опять Дали меня затронул!
(Об этом раньше я не знала)
Два миллиона почти стоит!
(Вчера о нем я прочитала)
Гуашь, бумага, силуэты
Цветов немного из палитры
Струну задел души поэта
Как будто знает мои шифры
Ну почему я не рисую?
Нарисовала б я такое!!!
Сказать вам даже не рискую
Что дало чувство мне шестое
Вдруг тихий голос из души
Мне тихо прошептал на ушко
А ты стихами напиши.
Но думаю я здесь ловушка.
Вы лучше сами посмотрите
Что наваял когда-то гений
И тоже сны свои ловите
Цепь замечательных видений...