Источник фото: Музей Дали во Флориде
Обнаружив в сюрреалистическом движении тот самый путь в искусстве, по которому он хотел бы шагать и сам, Сальвадор Дали, еще не сделавшись "официальным" участником движения, заочно, но живо отреагировал на многие сюрреалистические идеи, выдвинутые в этот период в живописи и литературе.
Изображение гниющей птицы явно обязано своим появлением "голубоглазому арийцу" Максу Эрнсту, а грубая фактура удлиненной ноги свидетельствует об интересе Дали к технике фроттажа, которую любил применять Эрнст.
Фротта́ж (фр. frottage — натирание, протирка) — техника переноса на записываемую поверхность текстуры материала рельефа посредством натирающих движений незаточенного карандаша. Принято считать, что фроттаж был изобретён в 1925 году именно Максом Эрнстом, широко применявшим его в графике и живописи.
Техника фроттажа не ограничивается использованием одного лишь карандаша - можно также использовать уголь, сангину и пастель. Этот метод знаком любому, кто видел, как на бумагу переводятся монетки, или делал это сам.
Лист бумаги кладется на рельефную поверхность или на гравированный рисунок, а затем бумагу трут мягким карандашом. Метод фроттажа часто используется для создания узорчатых или текстурированных областей на рисунке, например, узор дерева, взятый с грубого куска древесины, можно ввести в натюрморт.
Невзирая на существенное влияние творчества Эрнста на эту работу Сальвадора Дали, следует отметить, что общая структура картины с ее плоским фоном и фигурами, организованными по двойной диагональной оси, более точно повторяет структуру сказочных пейзажей Жоана Миро середины 1920-х годов, в частности, работы «Человек, бросающий камень в птицу», написанной в 1926 году.
Трансформация, осуществленная Дали, предлагает оригинальную компоновку объектов: рыба занимает верхний левый угол и находится в тонком равновесии с фигурой птицы внизу справа. Пунктирная линия действует как граница между их двумя пространствами, а хвостовидные отростки выполняют функцию точек опоры, придавая картине динамическое равновесие.
В наши дни картина принадлежит замечательной коллекции Музея Дали в Сейнт-Питерсберге (Флорида, США).
Статьи по теме:
Дионис, выплевывающий цельный образ Кадакеса на кончик языка трехэтажной гаудианской женщине
Самые известные картины Энди Уорхола
Самые известные работы Леонардо да Винчи
Write a comment