В начале 1930-х годов Сальвадор Дали приступил к созданию серии пустынных пейзажей, топография которых основывалась на обширной и плоской, как стол, равнине Ампурдан (места, где художник появился на свет), обрамленной горными кряжами.
Детские и юношеские воспоминания стали для Дали основой для многих из этих исполненных таинственной поэзии картин, которые он населил призрачными фигурами и фантомными формами, возникающими, подобно миражам, из пугающего своей пустотой пространства.
Безмятежные и тревожные, эти картины представляют собой важный период в карьере Дали после его официального вступления в группу сюрреалистов в 1929 году и, тем самым, его вступления в международный авангард.
Созданная в 1932 году, картина «Рождение жидкой тревоги» (Naissance des angoisses liquides) представляет собой, как мы уже сказали, обширное пространство долины Ампурдан в Каталонии. На заднем плане картины виден выбеленный горный массив Альберес, увенчанный башней, которую хорошо видно из Порт-Льигата, небольшой рыбацкой деревушки, в которой тогда жил Дали.
На переднем плане гордо возвышается одинокий кипарис, вокруг которого, прибитая ветром, полощется остроконечная ткань, напоминающая формой очертания мыса Креус, рядом с которым жил Дали и который всегда являлся для Дали неиссякаемым источником художественных образов.
Кипарисы, буквально заполонившие работы Дали первой половины 30-хх - безусловно, из детских воспоминаний. Эти стройные от природы деревья являются абсолютно неотъемлемой частью ампурданского пейзажа, в который Сальвадор Дали, как мы знаем, был маниакально влюблен и писал его с непреходящей одержимостью глубокого фанатика.
Здесь, пожалуй, уместно будет дать слово самому Сальвадору Дали и привести цитату из его "Тайной жизни":
"...Закрываю глаза и ищу в своей памяти то, что явится мне произвольно и зримо. Вижу два кипариса, два больших кипариса, почти одного роста. Тот, что слева, все же чуть пониже, и клонится верхушкой к другому, который, наоборот, высится прямо, как латинское «i». Я смотрю на них в окно первого класса школы Братьев в Фигерасе — этап, следующий за пагубными педагогическими опытами г-на Траитера.
Окно, обрамляющее эту картину, открывалось только после обеда, но с этой минуты целиком поглощало мое внимание. Я следил за игрой тени и света на двух деревьях: перед самым заходом солнца острая верхушка правого кипариса темно-красная, как будто ее залили вином, а левый уже в тени и весь как черная масса.
Звенел колокол Анжелюса — и весь класс стоя хором повторил молитву, которую наизусть читал тихим голосом Старший брат, сложив руки перед грудью. Кипарисы таяли в вечереющем небе подобно восковым свечам — и это было единственное, что давало мне представление о течении времени, прошедшего в классе... Вскоре кипарисы совсем растворялись в вечерних сумерках, но и тогда, когда исчезали их очертания, я продолжал смотреть туда, где они стояли..."
Таким образом, кипарисы с самого детства для Дали стали теми самым часами, по каким он привык отмерять бесконечно длинное и вселенски тоскливое время учебы. И как же это верно! Если школьные занятия - медленная пытка ( а в детстве они многими воспринимается именно так), мозг, спасаясь от нее, обязательно постарается найти себе более приятное занятие.
Еще один источник одержимости Дали кипарисами в этот период - серия картин "Остров мертвых", созданная в конце 19-го века, швейцарским художником Арнольдом Бёклином. Родившийся в Базеле, Бёклин был одним из самых почитаемых швейцарских художников девятнадцатого века, сделав себе имя как художник меланхоличных работ в духе Каспара Давида Фридриха.
Однако с годами его образы стали более мрачными, более фантастичными, поскольку Бёклин начал исследовать психологическое содержание своих пейзажей. К концу века он добился всеобщего признания, и его работы оказали влияние на множество молодых художников, от прерафаэлитов до сюрреалистов, таких как Макс Эрнст, Марсель Дюшан и, конечно же, Дали, который годами черпал вдохновение в композициях своего предшественника.
В начале 30-хх, когда в жизни Сальвадора Дали появляется Гала, извечная тема секса начинает звучать в работах каталонского художника с новой силой. Кипарис, стройная, устремленная в небо форма которого говорит сама за себя, приобретает для художника новое значение, однозначные ассоциируясь с фаллосом.
Стоит ли удивляться, что кипарисы в работах Дали этого периода извергают из себя самые разнообразные предметы, а если речь идет об изливающихся из кипариса потоках жидкости, как в картине "Рождение жидкой тревоги", то эротические ассоциации приобретают и вовсе явный характер: что это, как не акт эакуляции?
Самое забавное, что с картиной "Рождение жидкой тревоги" (55 Х 38,5 см; холст, масло) находящейся в частной коллекции и не очень известной широкой публике, на деле косвенно знакомы все, кто приезжал в город Фигерас, где находится Театр-музей Дали, на автомобиле или автобусе.
У самого въезда в родной город гостей Дали встречает огромный, высотой 24 метра, фонтан, в точности воспроизводящий кипарис с картины "Рождение жидких желаний".
Этот памятник-фонтан, который спроктировал известный каталонский ахритектор Оскар Тускетс, является, с одной стороны, даром Фонда Гала-Сальвадор Дали городу Фигерас, подарившего миру столь уникального художника, а с другой - посвящением самому Сальвадору Дали и, заодно, своебразной вехой в истории музея: в 1999-ом, когда начались работы по сооружению Фонтана, Театр-музей как раз отпраздновал свое 25-летие.
Самое смешное во всей этой чудесной истории заключается в том, что я лет десять прилежно рассказывал туристам, когда мы проезжали мимо Финтана-Кипариса, о том, что он навеян как раз картиной "Рождение жидких желаний", не особенно развивая эту тему (проезжаешь мимо быстро, на подробный рассказ нет времени) - а потому как-то впервые отчетливо осознал, чем встречает своих гостей город Фигерас - эакулирующим пеннисом!
Осознание это, помню, как сейчас, доставило мне массу веселья - однако, поразмыслив, я решил, что это вполне в духе Сальвадора Дали, и сам художник, будь он жив, наверняка бы одобрил эту идею!
Источник фото: Сайт Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе
Статьи по теме:
Путеводитель по Театру-музею Дали
В поисках четвертого измерения
Write a comment