"Черная магия" (1945) - одна из лучших картин Рене Магритта в стиле ню. Он написал несколько других версий этой работы, некоторые из которых получили другие названия (например, "Магнит", "Мечта") однако "Черная магия" - самая удачная из всех.
Прекрасная дочь мясника и по совместительству бессменная супруга Магритта Жоржетта Бергер действительно прекрасна, как античная статуя, сходство с которой особенно усиливается в верхней части ее фигуры, приобретающей цвет неба и, одновременно, явный холодок древнего мрамора.
Впрочем, важно другое: никакого "холодка" в отношениях Рене и Жоржетты в то время не наблюдалось.
Длительный разлад, вызванный "посторонними связями" с той и другой стороны (вина, будем справедливы, лежит на Магритте, который "начала первым") был, наконец, преодолен, и Рене вновь попал под очарование восхитительной Жоржетты, не в состоянии понять: чем же он заслужил такое чудо?
Вся степень новообретенного восхищения супругой выражена в самом названии картины - "Черная магия". В этом вся суть: женщина, которую любишь, является настолько непостижимо прекрасным существом, что ты просто не в состоянии понять: как возможно, чтобы на земле родилось такое совершенство? И как возможно, чтобы это совершенство принадлежало мне - такому, в общем-то, маленькому, греховному и ничтожному?
"Черная магия" - не что иное, как попытка разгадать эту извечную загадку, которую разгадать невозможно в принципе! Или возможно, но лишь в одном случае: если разлюбил.
Вот тогда-то всякая и всяческая магия исчезает сама собой, и остается приземленная плоть, которая больше не вызывает никакого ответного чувства. Исчезает то самое, непостижимое и сложно отделимое от любви телесной родство душ, которое и делает любовь любовью.
Несложно заметить, что изображенные на картине объекты, включая саму Жоржетту, как раз и построены на принципе жесткой антитезы "возвышенного и земного", плосткого и духовного.
За "тяжелые" (тяжелые, как камень, намертво "привязанный к Земле силой тяжести), плотски-животно-земные, или, лучше сказать, приземленные, чувства отвечают каменные парапет и стена, валун, на который опирается Жоржетта, и, собственно, нижняя половина ее предметно-эротического тела.
Все остальное - бескрайнее небо и уподобленная ему "верхняя Жоржетта", воплощающая ту самую, неземную и нематериальную, бестелесную и безграничную духовность, или, если хотите, бессмертную и непостижимо загадочную душу самого дорогого для Рене человека.
Как, как всё это, такое катастрофически несочетаемое -и такое неразрывно единое - могло воплотиться в ней одной? Как непостижима небесная, и такая же огромная, как небо, душа любимой вместима в пусть прекрасную, пусть желанную - но такую тесную рубашку земного тела?
Именно этим вопросом поистине гамлетовского масштаба и задается по-прежнему влюбленный Рене - и как таким вопросом хотя бы раз в жизни приходилось мучиться каждому из мужчин: вот почему эта вещь Магритта интуитивно понятна и, по сути, не нуждается ни в каких объяснениях.
Картина "Черная магия" совершенно естественна и органична - как небо, как камень, как любовь, хотя, разумеется, найдутся люди, которые станут утверждать, что синих человекоподобных существ не бывает. И если таковые найдутся, это будет означать по-меньшей мере две вещи: такие люди никогда не любили, и, к тому же не смотрели фильм "Аватар" Джеймса Кэмерона.
Статьи по теме:
Write a comment