"Черный квадрат" - или, если быть совсем уж точным, "Черный супрематический квадрат" - картина Казимира Малевича (1879 - 1935), созданая художником в 1915 году и ставшая не только самой известной его работой, но и и одним из самых противоречивых и широко обсуждаемых произведений искусства вообще.
С одной стороны, яростно критикуемая недоброжелателями, считающими "Черный квадрат" величайшим надувательством всех времен и народов, с другой - превозносимая поклонниками, как наиболее концептуальный шедевр живописи за всю ее историю - эта картина, хотим мы того или нет, уже заняла свое незыблемое место в истории мировой живописи, и отрицать этот факт невозможно.
В этой статье мы вспомним кое-какие интересные факты, связанные с "Черным супрематическим квадратом".
1. "Черный квадрат" - первая картина в истории мировой живописи, на которой художник сознательно не изобразил ничего. Важно понимать, что "Черный квадрат" Малевича и провозглашенный им супрематизм возникли не на пустом месте: это продолжение осознаного бунта мастеров кисти против вторичности искусства по отношении к реальности.
Всю историю своего существования живопись вынуждена была "обслуживать" действительность - что не так уж и странно, если учесть, что сама живопись является всего лишь частью этой действительности и осуществляется предметными средствами субъектами материального мира. Тем не менее, эта вторичность всегда была костью в горле для художников, которым к концу 19 века все меньше нравилось исполнять функции "одушевленного фотоаппарата".
Из этого радикального недовольства проистекают все авангардные живописные течения начала 20 века. Тот же Малевич, прежде, чем придти к порожденному им супрематизму, активно работал сразу в нескольких авангардных направлениях: кубизме, футуризме и алогизме.
Однако данные направления не могли считаться окончательно радикальными: "проклятая" реальность так или иначе присутствовала в них. Поэтому "Черный квадрат" стал следующий стадией и самым убийственным аргументом в борьбе с действительностью. По большому счету - это декларация окончательной победы живописи, как самоценного действа, над миром вещей. Естественно, эта победа стала в то же время тупиком, концом пути и смертным приговором искусству, наглядно показав, что существовать "в вакууме", в полном отрыве от действительности искусство не может.
2. "Черный квадрат" впервые возник благодаря оперной постановке. Это действительно так. В 1913 году Малевич работал над декорациями и костюмами для оперы Матюшина "Победа над Солнцем", поставленной в конце 1913 года. В работе над эскизами и возникло первое изображение черного квадрата, означавшего доминанту активного человеческого творчества над слепой материей природы.
Сам Малевич хорошо помнил об этом и не придавал никакого значения фактической дате создания картины "Черный супрематический квадрат" - написанной, как мы знаем, в 1915.
Для него гораздо важнее было появление самой идеи, или концепции - вот почему сам Малевич всегда комментироровал свой "Квадрат" неизменным образом: "Основной супрематический элемент. Квадрат. 1913".
3. "Черный квадрат" стал "иконой стиля" и главной работой провозглашенного Малевичем супрематизма. "Черный квадрат вместе с другими супрематическими работами был написан Малевичем к отчётной футуристической выставке "0,10", проходившей в Петербурге в январе 1916 года.
Показательно, что среди четырех десятков работ супрематистов "Черный квадрат" занимал самое важное место: он был расположен в так называемом "красном углу", где в русских домах по традиции располагаются, как всем известно, иконы.
4. Помимо "Черного квадрата", Малевич написал "Черный круг" и "Черный крест", впервые продемонстрированные на той же выставке в Сантк-Петербурге и, согласно концепции Малевича, представлявшие три ключевых элемента супрематической системы, отталкиваясь от которых, можно было двигаться к более усложненным формам.
5. "Черный квадрат" вовсе не так "беспредметен", как кажется на первый взгляд. Да, людей, приверженных к более классическим форма искусства и сторонников конспирологии всегда живо интересовало, что же на самом деле скрывает картина Малевича: они упорно отказывались верить, что художник изобразил лилшь черный квадрат - и ничего более.
Интересно, что догадки их подтвердились после проведенного в 2015 году исследования методом рентгеноскопии. Выяснилось, что появлению "Черного квадрата" предшествовали еще два изображения на этом же холсте, которые были выполнены в цвете. Самое первое из всех - кубофутуристискеая композиция, затем - протосупрематическая, и, наконец, собственно "икона супрематизма" - "Черный квадрат".
Кроме того, удалось "разглядеть" с помощью ренттена и надпись, сделанную, судя по почерку, рукой самого Малевича: "Битва негров в пещере глубокой ночью".
6. "Черный квадрат" - не первое изображение подобного рода. Процитированная выше надпись, обнаруженная с помощью рентгена, не случайна: она в точности повторяет название картины Альфонсо Алле "Битва негров в пещере глубокой ночью" (1882).
Следует, однако, понимать, что Алле, написавший своего рода "Прото-Черный квадрат" преследовал исключительно юмористические цели, в то время как Малевич на основе ровно того же изображения вывел целую новую концепцию в подходе к искусству. Разница, впрочем, невелика - и там, и здесь мы наблюдаем пустоту.
Еще ранее, в 1617 году, изображение черного квадрата появилось в труде английского мистика и астролога Роберта Фладда «Utriusque cosmi maioris scilicet et minoris Metaphysica, physica atque technica Historia». В трактате Фладда черный квадрат символизировал изначальную вселенскую тьму, которая предшествовала появлению нашего мира.
7. Долгое время публика видела "Черный квадрат" вверх ногами. Лишь в 2015 году, когда была обнаружена надпись о "неграх в пещере", выяснилось, что изначально картина была повешена в Третьяковке вверх ногами, и целое столетие публика, таким образом, наблюдала картину в перевернутом виде. Впрочем, после того, как "Черный квадрат" повесили "правильно", ничего не изменилось.
7. Помимо "Черного квадрата", Малевич написал еще "Красный квадрат" и "белый квадрат". Картина "Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях" была написана одновременно с "Черным квадратом" и экспонировалась на той же выставке "0,10".
"Белый квадрат" появился тремя годами позже (1918) и знаменовал собой начало "Белого периода" в искусстве художника. Сам Малевич считал три квадрата достатояной базой для нового мировоззрения - ни больше, ни меньше. Черный квадрат он характериозвал как "знак экономии", красный - как "сигнал революции", и белый - как торжество "чистого действия".
8. Черный квадрат существует не в единственном варианте. До 1932 года по разным причинам Казимир Малевич выполнил несколько вариантов "Черного квадрата", два из которых, включая оригинальный, хранятся в Третьяковской галерее, еще один (1923) в Государственном Русском Музее, и самый последний и самый маленький из всех (53,5 х 53,5 см) - в Эрмитаже.
Наш авторский путеводитель по Театру-музею Дали:
Статьи по теме:
Write a comment