В лодке - картина Эдуарда Мане (1874). Свежесть, радость жизни, свобода и чистота - именно такие впечатления вызывает картина одного из самых главных "впечатленцев" (импрессионистов) Эдуарда Мане "В лодке". Крепкий усатый мужичок в модной шляпе канотье, лихо управляющийся с рулем, свободно полулежащая дама в модном одеянии, непринужденно опирающаяся о край лодки - и, конечно же, основной генератор позитивных впечтлений для зрителя - великолепная изумрудно-синяя вода - такую можно увидеть во многих местах Средиземноморья: например, с серпантина между Барселоной и Ситжесом, или со смотровой площадки у маяка на мысе Креус...
Собственно, из-за этой средиземноморской воды, благодаря которой ощущаешь не только бурлящую радость жизни в крепких молодых телах персонажей, но даже чистоту и прозрачность воздуха, на Мане снова посыпались все шишки.
Картина была написана в пригороде Парижа Женвилье, недалеко от ставшего знаменитый благодаря импрессионистам Аржантея - и отуда там, скажите на милость, "средиземноморская вода".
Одним словом, критики снова обрушились на Эдуарда Мане и принялись громить его из орудий всех калибров - а строптивый художник вынужден был негодовать и скандалить, пытаясь отстоять доброе имя своей работы.
Погрешил ли Мане против истины, изображая морскую воду там, где ее нет и быть не может? Да, безусловно. Погрешил ли Мане против искусства, изображая Средиземное море там, где его нет! Ни в коем случае!
Последуй художник за унылой реальностью и изобрази он воду бутылочно-зеленой, как в действительности - стали ли бы мы восхищаться картиной "В лодке" так, как восхищаемся сейчас? Навряд ли.
Мыс Креус (Каталония). Совершенно очевидно, что Мане имел в виду нашу воду
И всё-таки судьбу картины нельзя назвать несчастливой. И во времена Мане были люди, способные по достоинству оценить этот шедевр. Во всяком случае, в пыльном углу мастерской Мане картина не залежалась.
В 1879 она была выставлена на Парижском салоне и сразу же приобретена за 1 500 франков неким Дюфоссе - коллекционером и знатоком живописи. Через 16 лет Дюфоссе продал ее маршану Дюран-Рюэлю уже за 25 000 франков, а тот, не прошло и полгода, всучил ее богатому американцу Генри Осборну Хэвемайеру - уже за 55 000!
После смерти Хевемайера и его жены картина, согласно завещанию, была передана в коллекцию музея Метрополитен, где находится и поныне.
Статьи по теме:
Моне и Мане - так в чем же, наконец, разница, и есть ли она вообще?
Write a comment