Винные погреба Гуэля в Гаррафе - одна из очень немногих работ Антонио Гауди за пределами Барселоны, представляющая собой архитектурный комплекс из основного здания и нескольких вспомогательных.
Погреба были построены в период с 1895 по 1901 год под непосредственным руководством Франсеска Беренгера, ближайшего помощника Антонио Гауди.
Винные погреба Гуэля - работа Гауди так называемого "неоготического периода" (1888 - 1898), во врем которого архитектор искал вдохновения в образцах средневековой готической архитектуры. Но Гауди не был бы Гауди, если бы занимался слепым копированием.
Признавая общее величие готического стиля, Антонио Гауди относился к нему достаточно критически, считая, что готика так и не смогла решить ряд структурных проблем. Например, те же контрфорсы - неотъемлемый элемент готического стиля - раздражали каталонца настолько, что иначе, как "костылями", он их и не называл.
На на взгляд, применительно к Гауди уместнее будет говорить о "готике гаудианской", родившейся как следствие глубокого изучения образцов стиля в Каталонии, на Балеарских островах, на Майорке, а также в Леоне и Бургосе.
Но готика Гауди - не просто слепое копирование, а синтез лучшего, что изобрели средневековые готические архитекторы, с собственными оригинальными структурными решениями. Именно с этой оговоркой и следует воспринимать Винные погреба Гуэля в Гаррафе (Ситжес, Барселона).
Винные погреба Гуэля - история и описание
Заказ на постройку винодельни Гауди получил от Эусеби Гуэля - известного промышленника и мецената, с которым архитектора связывали не только деловые, но и приятельские отношения. Мы уже не раз писали о том, что Гуэль сыграл ключевую роль в судьбе каталонского архитектора, сделавшись постоянным клиентом Антонио - и вписав тем самым свое имя в историю.
Гуэль еще в 1874-ом приобрел 825 Га каменистой земли в Гаррафе, между Ситжесом и Кастельдефельсом. Интерсно, что на участке находился дом, построенный, в свою очередь, на фундаменте старинной масии (фермерской усадьбы), некоторые флагменты которой Гауди решил сохранить и интегрировать в свою постройку.
Изначально Гуэль хотел, чтобы Гауди вытстроил, помимо здания винодельни, еще и охотничьи павильоны - но последние так и остались непостроенными. Комплекс, в сущности, состоит из двух зданий: входного помещения и собственно здания винодельни.
Погреб, возведенный из местного гаррафского камня (из него же кстати сложен фасад Педреры), необычен своим пирамидальным сечением, а также неожиданным и, надо признать, весьма эффектным отсутствием перехода стен в крышу.
Сразу же бросается в глаза визитная карточка Антонио Гауди - обилие параболических арок, органично сочетающихся с формой самого здания погреба.
Здание винного погреба - пятиуровневое: два подземных этажа предназначались для хранения винопродукта; цокольный этаж предназначался под каретную и служебные помещения; первый этаж был отдан под жилые комнаты владельца, а следующий уровень заняли домовая церковь и смотровая площадка с видом на впечатляющий горный массив Гарраф и Средиземное море.
Еще раз хочется подчеркнуть: поскольку проект выполнен из местного камня, он более чем органично вписывается в окружающий ландшафт, и действительно, как о том говорил в свое время Гауди, "сложно понять, где заканчивается творение Природы и начинается созданное руками человека".
Это симбиоз, содружество, сотрудничество с природой - один из ключевых принципов в творчестве Гауди.
Входной корпус - достаточно скромное по размерам помещение, выполненное из камня и кирпича, привлекающие внимание прежде всего смотровой площадкой, а также железной решеткой ворот.
Кованая ограда по форме своей напоминает нос корабля, что отнюдь не случайно.
Достаточно вспомнить, что тесть Гуэля, Артуро Лопес-и-Лопес, впоследствии сделавшийся, вдобавок, маркизом де Комильяс - крупнейший делец той эпохи - владел "Трансатлантической компанией", на судах которой Гуэль и отправлял свое вино на Кубу.
Погреба Гуэля - может быть, не самый известный проект Гауди (сказывается некоторая удаленность от Барселоны), тем не менее, Маэстро Гауди проявил себя здесь в полную мощь!
Это и крепостной ров, отделяющий комплекс от дороги (совсем как в средневековых замках и крепостях, а ведь Гауди был ярым приверженцем готического стиля), это и пристальное внимание к таким, казалось бы, втростепенным элементам конструкции, как дымоходы (здесь они декорированы так, что напоминают ряды винных бокалов, намекая тем самым на содержимое погребов), это и обязательные инициалы заказчика...
В настоящее время объект находится в частной собственности, но, к счастью, доступ на территорию винных погребов Гуэля открыт, что позволяет еще раз прикоснуться к уникальному гению Гауди.
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment