Рассказ об одном из самый "громких" и трагических событий в барселонском оперном театре Лисео, случившемся 7 ноября 1893 г., мы начнем с Храма Святого Семейства.
Оказавшись в капелле Розария знаменитой церкви Саграда Фамилия в Барселоне, внимательный посетитель обратит внимание на довольно необычную скульптурную группу, окрашающую интерьеры этой красивейшей часовни: Сатану в облике коварного искусителя, который вкладывает в руку молодому человеку бомбу.
Объясняется это следующим образом: гениальный Антонио Гауди, в муках вынашивая и с огромными сложностями воплощая в жизнь проект Храма Святого Семейства, ставил своей задачей не только воплотить в камне всю историю и символику католицизма - он еще и создавал каменную летопись современной ему Барселоны.
Скульптура, о которой идет речь - не что иное, как напоминание о трагическом событии, случившемся 7 ноября 1893 года во время представления оперы "Вильгельм Телль" в барселонском оперном театре Лисео, когда анархист Сантьяго Сальвадор устроил терракт, швырнув с галерки в партер две так называемых "бомбы Орсини", в результате чего двадцать человек из числа публики погибли на месте, а еще столько же были ранены.
"Даже не знаем, как приступить к описанию этого ужасного в своей дикости преступления, случившегося на наших глазах." - с этой фразы начиналась вышедшая по горячим следам статья в главном печатном органе Барселоны - газете La Vanguardia.
Вечер, который должен был стать триумфальным открытием нового сезона, превратился в кровавую трагедию. Давали пятичасовую оперу Джакомо Россини "Вильгельм Телль", посвященную швейцарскому движению сопротивления ненавистному австрийскому гнету. В Большом Театре Лисео - в свое время самом вместительном в Европе - не было ни одного свободного места.
В втором акте, когда по сюжету Вильгельм Телль и двое его друзей дают клятву освободить свою страну от иностранного ига, анархист Сантьяго Сальвадор, находившийся на галерке, извлек из под пальто две шарообразные сферические бомбы с торчащими во все стороны усиками детонаторов, и бросил их одну за другой в партер.
Момент, что и говорить, был подобран символический. Музыка мгновенно сменилась грохотом взрыва и сразу вслед за тем - криками ужаса и боли.
Первая из брошенных террористом с пятого яруса бомб взорвалась в тринадцатом ряду, недалеко от центрального прохода. В результате взрыва 22 человека погибли на месте и около 30 получили серьезные ранения.
Жертв могло бы быть значительно больше, однако вторая бомба, к частью, не сдетонировала - поскольку угодила прямо на пышную грудь сеньоры Кардельяк, родственницы известного барселонского прокурора, убитой первым взрывом - и, таким образом, тело несчастной женщины, смягчившее удар, спасло от смерти и увечий еще несколько десятков человек.
Впоследствии неразорвавшуюся бомбу обнаружили под креслами семнадцатого ряда.
До прибытия карет скорой помощи находившиеся в театре во время представления медики оказывали посильную помощь пострадавшим. В спасение людских жизней включились и владельцы ближайших аптек.
Полиция тут же оцепила здание и заблокировала все выходы - в надежде не упустить террориста. Кое-кого даже арестовали по горячим следам - однако, как впоследствии выяснилось, ошибочно.
Молодого человека по имени Сантьяго Сальвадор - убежденного анархиста, совершившего теракт, схватили позже, и, после расследования и вынесения приговора, вместе с пятерыми подельниками публично казнили во дворе Канатчиков перед старой барселонской тюрьмой.
Истоки? Причины? Выбор места? Извольте. Барселона - первый промышленный город Испании, где, в результате индустриальной революции раньше, чем где-либо еще, оформились два по определению глубоко враждебных друг другу класса - промышленная буржуазия и пролетариат.
Первые, в период охватившей тогда Барселону "золотой лихорадки", процветали и пользовались напропалую всеми благами этого мира, вторые - влачили ужасное и жалкое существование в перенаселенных трущобах Старого города. Капитализм, как ни странно, имеет свои негативные стороны - и в Барселоне эти издержки строя проявлялись особенно контрастно.
А если учесть, что Барселона при этом - крупный портовый город, открытый самым вредоносным социалистическим веяниям извне - становится понятной радикальная настроенность определенной, самой "сознательной" части пролетариата.
А если учесть, что Большой Театр Лисео был прежде всего оплотом именно знати и богатых людей города, и там, в ложах и партере, традиционно собирались самые отборные "сливки" барселонского общества - становится понятным выбор места.
Кстати, орудие теракта - бомба Орсини (на фото выше) - получило свое название в честь его изобретателя, итальянского революционера Феличе Орсини, с помощью этого орудия смерти совершившего неудачное покушение на Наполеона Третьего в 1858 году, причем, как раз во время посещения императором оперы "Вильгельм Телль" - что тоже иначе, как символичным, не назовешь.
Правда, в том случае Орсини с подельниками бросили три бомбы в кортеж императора еще на подъезде к театру - в результате чего погибли 8 человек и были ранены 142, в то числе, и сам Орсини - однако ни император, ни императрица не пострадали.
Орсини и его подельники были гильотинированы, а вот барселонского террориста Сантьяго Сальвадора ждала более мучительная и жестокая процедура умерщвления по-испански - гаррота.
Сцену этой казни запечатлел в картине "Подлая гаррота" замечательный барселонский художник Рамон Касас, который, наряду со множеством других барселонцев, присутствовал при ней лично. Казнь состоялась 21 ноября 1894 г., промозглым и пасмурным утром. Ощутив на шее смертное прикосновение металлического кольца гарроты, Сальвадор, понимая, что это конец и терять больше нечего, выкрикнул - "Да здравствует анархия!".
Гаррота, по словам одного из очевидцев, сработала с тем самым звуком, который бывает, когда заводят большие настенные часы. После того, как доктор констатировал смерть Сальвадора, палач скатал вывалившийся язык казненного, словно ковер, и засунул его мертвецу обратно в рот.
От себя добавлю - это была не первая и не последняя брошенная анархистами в Барселоне бомба. Да и только ли в Барселоне?...
Write a comment