Как правило, среди художников, наиболее повлиявших на творчество Сальвадора Дали, чаще всего называют Диего Веласкеса, Яна Вермера, Рафаэля, Микеланджело, Доминика Энгра, того же Пабло Пикассо, который, будучи на 23 года старше Дали, какое-то время успел побыть его учителем и кумиром...
Я сам, собственно, говоря, и называю эти имена во время каждой экскурсии по Театру-музею Сальвадора Дали в Фигерасе - потому что это чистая правда, основанная на многочисленных высказываниях самого каталонского Маэстро.
Но что интересно: среди этих имен практически никогда не упоминается Иероним Босх - а ведь он косвенно "повинен" в появлении на свет одного из самых навязчивых, повторяемых, бредовых и известных образов, созданных Сальвадором Дали - конечно же, речь о лице Великого Мастурбатора.
Напомним: картина "Великий Мастурбатор", написанная Дали в 1929-ом - великолепный образчик творчества Дали раннего периода сюрреализма, одна из самых известных вещей художника, полюбоваться которой всякий желающий может в Центре искусств королевы Софии в Мадриде.
Подробное описание картины "Великий Мастурбатор" можно прочитать на посвященной этому шедевру странице:https://www.barcelona-excurs.org/gran-masturbador-dali/ , здесь же ограничимся тем, что напомним: прототипом этого своеобразного авторпортрета стал валун La Roca Cavellera на мысе Креус. Однако не только!
Был, был и еще один источник, на основании которого окончательно сформировался этот спящий носатый лик, стыдливо опущенный вниз. И источник этот - "Сад земных наслаждений" (1500 - 1510) - знаменитый триптих Иеронима Босха, посвященный греху сладострастия.
Речь, собственно, идет о левой створке триптиха, где изображен Бог, представляющий Еву изумленному этим актом Адаму в безмятежном и мирном раю.
И даже не обо всей створке, а о небольшом ее фрагменте, который, после того, как его обнаружил Дали, и внёс свою лепту в формирование образа Великого Мастурбатора. Чтобы этот факт был максимально наглядным, я сделал маленький коллаж, в котором картина "Великий Мастурбатор" размещена вертикально:
Можно предположить, что обладавший невероятно развитым мышлением Сальвадор Дали, обнаружив это "лицо Босха", мгновенно увязал его в одно целой с вышеупомянутым валуном (скорее всего, этот процесс был полубессознательным) - и, в итоге, на свет появился узнаваемый с первого взгляда автопортрет.
Известно, что Сальвадор Дали пристально изучал творчество Босха и находился под сильным влиянием его живописной техники и созданных им фантасмагорических образов.
Вообще к Босху с величайшим уважением относились фактически все сюрреалисты, называвшие его "первым современным художником". И, хочется добавить, первым художником-сюрреалистом, творившим за четыреста лет до того, как появился сам термин "сюрреализм".
Что до названия статьи - оно не случайно. Одним из факторов, определяющих подлинное произведение искусства, является его удивительная способность существовать вне временного контекста и всегда оставаться современным.
Прослушайте, например, песню Strawberry Fields Forever - и ни за что не поверите, что она была написана более полувека назад. Точно так же и творчество Иеронима Босха, равно как и Сальвадора Дали, вполне способно существовать вне времени - потому я и назвал этих замечательных художников современными - любому времени и любой эпохе.
Статьи по теме:
Write a comment